Обзор: Италия в Петербурге | Город | Time Out

Обзор: Италия в Петербурге

  16 июня 2011
21 мин
Обзор: Италия в Петербурге
Петербург как город великих гастарбайтеров всегда был расположен к гостям с юга. Трезини, Росси, Растрелли — даже странно,что так не стали называть петербургских детей. Сегодня выходцы с Апеннин берут скорее не персоналиями, а трендами. Каждый второй новый ресторан — итальянский, главные магазины города закупаются в Милане, и даже открыточные виды Петербурга повторяют итальянские пейзажи. Насколько верно в России понимают моду и еду и за что русские любят все итальянское настолько, что назначили 2011-й годом Италии, Time Out узнал у итальянцев в России.

ЛУЧАНО СПАЛЛЕТТИ,
ГЛАВНЫЙ ТРЕНЕР «ЗЕНИТА»
После вступления Лучано Спаллетти в должность главного тренера «Зенита» команда выиграла 23 игры подряд. В 2010 году клуб стал чемпионом России, но 2011-й начался менее удачно, в мае Спаллетти даже пришлось выступить с опровержением слухов о своей скорой отставке. До прихода в «Зенит» итальянец тренировал команду «Рома», в начале 2011-го активно обсуждался его возможный переход в «Ювентус». Но зарплату «Зенита» – Спаллетти, по разным данным, получает от 3 до 5 миллионов евро в год – европейским клубам пока перебить не удалось.

ДЖУЛИАНО ДИ КАПУА,
АКТЕР, РЕЖИССЕР
Экспрессивный кудрявый красавец Ди Капуа соответствует всем шаблонным представлениям об итальянцах – он много говорит, громко смеется и сверкает черными глазами. В Петербург Джулиано переехал почти 20 лет назад и за это время стал заметной фигурой на театральной сцене города. В 2008 году основал театр Ди Капуа, где вместе с Илоной Маркаровой выступает как режиссер и актер. Среди громких премьер театра – «Монологи вагины», «Мария де Буэнос-Айрес», «Медея. Эпизоды».

ФАБИО МАСТРАНЖЕЛО,
ДИРИЖЕР
Выходец из семьи потомственных музыкантов приехал в Россию в начале 2000-х и за две петербургские пятилетки успел жениться на красавицефлейтистке Олесе Тертычной, поработать во всех ключевых музыкальных театрах города, стать главным приглашенным дирижером Новосибирского симфонического орке- стра и обзавестись собственным музыкальным салоном в гостинице «Амбассадор». Все это, разумеется, не считая постоянных ангажементов в Мариинском театре – с итальянским, конечно же, репертуаром: «Тоской», «Аидой» и «Риголетто» Мастранжело дирижирует так темпераментно, как никто из его петербургских коллег.


РЕСТОРАНЫ, МОДА, КУЛЬТУРА


РЕСТОРАНЫ

Мирко Занини,

управляющий отелем «Англетер», живет в России 13 лет
Для нас, итальянцев, еда – это то, чем мы живем. У нас же нет нефти, газа, у нас есть только продукты, и это основной доход нашей страны. Масло, сыр, мясо – мы знаем продукты лучше всех в мире. Поэтому готовить по-итальянски может только тот, кто жил в Италии, кто умеет вложить свою итальянскую душу в то, что он готовит. Понятно, что без повара-итальянца назвать кухню итальянской невозможно. Кроме того, в Италии большинство ресторанов – семейные, там хозяин или сам шеф-повар, или все время находится в зале. Это гарантирует и радушное отношение, и домашнюю атмосферу. В России рестораны – это такие огромные заведения, где работают наемные служащие. Вот я знаю, что Арам Мнацаканов старается быть сам в зале. Но у него же больше 10 ресторанов, он же не может разорваться между всеми.

Вообще, принято считать, что итальянская еда – дело семейное, мама готовит на всех. Это с одной стороны, правда, в Италии молодой человек живет в родительском доме до 30 лет на полном обеспечении, потом женится, и дальше за ним ухаживает жена. Но вот моя мама, например, терпеть не может готовить, я это делаю сам, и здесь, в России, тоже.

Еще об итальянцах часто говорят «макаронники». На самом деле макароны – это всего один вид пасты из сотен. В России вот тоже есть свой национальный вид пасты – макароны по-флотски. Но все же итальянская паста – это совсем другое. В Петербурге я бы рекомендовал как настоящее итальянское место ресторан Capuletti – там есть фаршированные кальмары, это очень вкусно и приготовлено именно так, как готовят в Неаполе. Хорошо готовят в «Иль Грапполо», я всегда заказываю ризотто с чернилами каракатицы. А в «Rыбе» очень качественная кухня, прекрасные пиццы и паста, большой выбор легкой еды.


ДЖУЗЕППЕ ПРИОЛО
шеф-повар ресторана Francesco
В Петербурге давно существовали итальянские рестораны, однако их уровень был довольно низким. Лишь недавно стали появляться рестораны с итальянским качеством и итальянскими продуктами.Самые популярные блюда – это болоньезе, лазанья, равиоли, ризотто. Италия известна также блюдами из свежей рыбы и, конечно, неповторимым вкусом блюд из телятины фассона и кьянина.


Gusto Кухня разных регионов Италии, переосмысленная и возведенная в степень шефом Фабрицио Фатуччи.
941 1744, Дегтярная ул., 1а, средний счет – 2000 руб.

Fratelli Пасту и супы здесь готовят с соблюдением всех итальянских традиций и правил, а тосканский салат панцанелла так и вовсе переносит в Сиену.
986 2665, ТЦ «Миллер», пр. Испытателей, 37, 3-й этаж, средний счет – 700 руб.

«Rыба» Траттория фабричного типа с неутихающей гурьбой посетителей, открытой кухней, пекарней для фокачч и пицц, но с окрыляющим ощущением простора.
918 6969, ул. Академика Павлова, 5, средний счет – 1500 руб.

Сapuletti Двухэтажное пространство вмещает и шумный ресторан, где непременно надо заказывать пиццу всех типов, и кондитерскую лавку, где только мороженого видов десять.
232 2282, Большой пр. П. С., 74, средний счет – 1500 руб.

Borsalino Итальянский ресторан в отеле «Англетер» работает под пристальным вниманием шеф-повара Антонио Вочи. Стопроцентная Италия.
494 5115, отель «Англетер», Исаакиевская пл. / М. Морская ул., 24, средний счет – 2000 руб.

«Тесто» Пожалуй, самый демократичный из всех «итальянцев», а на некоторую небрежность в подаче и в отношении можно иногда и закрыть глаза.
315 6420, пер. Гривцова, 5/29, средний счет – 500 руб.



Эммануэль Динка,

бизнесмен, в России живет 9 лет
Я занимаюсь импортом итальянских продуктов для петербургских кафе и ресторанов и могу точно сказать, в чем разница между настоящей итальянской кухней и ее вариантом в Петербурге. Продукты – вот главное для итальянца. Например, в Италии срок годности моцареллы буффало или буратто – 3–4 дня. Для экспорта сыр консервируют, чтобы продлить срок годности до 20 дней. И это уже меняет вкус. Это не значит, что в Петербурге невозможна итальянская кухня – рестораны Ginza Project или «Борсалино» делают эту работу. На моих глазах качество в ресторанах города улучшается. Чтобы назвать ресторан итальянским, в нем обязательно должен быть шеф-повар итальянец и более 50 процентов итальянских продуктов. Кроме того, итальянцем должен быть и менеджер зала.

Шеф-повар находится на кухне, у него нет контакта с клиентом, он занят своим делом. А когда гостю выносят блюдо, менеджер зала подходит и рассказывает про блюдо – это очень важно. Мы, например, поставляем кофе. Итальянский эспрессо – 25 мг кофе в чашке, пролитые за 25 секунд. Но в России не хотят видеть чашку наполовину пустой, ее хотят видеть наполовину полной, уровень кофе в чашке заметно выше. Это русским посетителям итальянских ресторанов нужно пояснять. Нет, если русский хочет полную чашку – можно налить, нам не жалко, но надо объяснить, что это лунго, а не эспрессо. Так и с пастой: макароны – это не синоним пасты, это только определенный вид, существует более 20 видов пасты. Необходимо это объяснить и показать, образовывать. Русские научили меня пить водку, а я, соответственно, готов научить их есть итальянскую еду.

Лучший итальянский ресторан в городе, по моему мнению, «Франческо». Я советую заказывать рыбу, потому что шеф-повар островитянин, сицилиец, он из Палермо, вырос и жил рядом с морем. В «Борсалино» шеф-повар Антонио из Пьемонта, он готовит исключительно вкусные первые и мясные блюда. В «Мансарде» шеф-повар из Сардинии, и здесь я бы рекомендовал рыбные и первые блюда.


АРАМ МНАЦАКАНОВ
ресторатор (Probka, Il Grappolo и др.)
Бум итальянских ресторанов в Петербурге вызван тем же, чем вызван бум итальянских ресторанов во всем мире: итальянская кухня – это одна из самых древних кухонь с большими традициями, она одна из самых здоровых. Отношение к еде, к ресторанам в Италии особенное. И это особое отношение отражается в той кухне, которую вы находите в Италии и в которую моментально влюбляетесь. Для итальянцев еда – это праздник, процесс получения удовольствия. Для России, я считаю, итальянскую кухню адаптировать не нужно. Но иногда готовить по-итальянски сложно в силу того, что не все итальянские продукты можно здесь купить. Особенно если говорить о региональной итальянской кухне. Но в целом итальянская кухня воспроизводится довольно легко, так для приготовления итальянской пасты нужна настоящая итальянская мука, а она есть в Петербурге. Остальные ингредиенты, которые вам для этого понадобятся, вы можете использовать местные. Оливковое масло, сыры – эти базовые продукты мы, конечно, импортируем из Италии. Но если вы адаптируете пасту путем добавления сливок в соус пасты карбонара, то это категорически неправильно. Самые итальянские блюда – конечно, пицца и паста во всех их вариантах.


Voх Недалеко от «Мухи» требовательные обитатели окрестных домов заказывают равиоли с чернилами каракатицы, бокал белого и счастливо жмурятся на солнечной террасе.
273 1469, ул. Пестеля, 4, средний счет – 2000 руб.

«Макаронники» Открытая кухня, фантазийная подача, терраса с гамаками, молодой и в меру расслабленный персонал – все на руку новичкам рынка «пастаформаджи-томато-базилико».
677 6088, пр. Добролюбова, 16, средний счет – 1000 руб.

Italy Чтобы съесть здесь, например, ньокки с моцареллой и томатами или выдающийся тирамису, лучше позаботиться о брони стола заранее.
900 6333, Большой пр. П. С., 58, 12.00–24.00, средний счет – 1200 руб.

Cafe Italia Настоящая римская траттория в центре города – с итальянскими поварами, поварятами и, кажется, даже уборщиками. Вкусная пицца, паста и много мороженого.
905 6474, пр. Бакунина, 5, средний счет – 1000 руб.



РЕСТОРАНЫ, МОДА, КУЛЬТУРА


МОДА

Элена Узуэлли

Первой привезла к нам многие итальянские модные марки. Сейчас представляет в России A.N.С.I. – национальную ассоциацию итальянских производителей обуви – государственный проект Италии, объединяющий несколько сотен больших и маленьких марок и ателье.
Мне как итальянке сложно сформулировать, в чем суть итальянского стиля, но я понимаю, что одеваюсь совершенно иначе, чем российские женщины. Нам необходимы цвета, яркость. А в России все ходят в черном. С чем это связано? Может быть, виновата погода.

Я думаю, что нет единого итальянского стиля. Люди с севера и юга Италии одеваются совершенно по-разному. Северяне – строго, в рамках бизнес-стиля. Южане – ярко и броско. На севере женщины больше носят брюки, на юге – юбки. На севере униформа работающей женщины – это костюм Prada, узкие черные брюки-сигареты, приталенная рубашка. Так одеваются даже люди из сферы моды. А на юге носят яркое, все, что подчеркивает женственность.

В Италии и мужчины, и женщины любят ювелирные украшения. Первый драгоценный предмет – крестик – дарят каждому при крещении. Итальянец без украшений – все равно что голый. Самый итальянский из всех итальянских брендов – это Валентино. Про Армани так не скажешь. У Валентино очень правильное видение женщины – она элегантна, воздушна, легка. У Армани женские образы получаются слишком тяжелыми, слишком мужскими. Армани не любит женщину, а Валентино видит ее самую суть.

Настоящая элегантность по-итальянски – одеваться в Милане на via Montenapoleone. Итальянцы не стремятся одеваться во все итальянское, но обувь мы носим только нашу, потому что нет обуви лучше итальянской и украшения итальянские – лучшие в мире. Выглядеть модно, на мой взгляд, значит полагаться на свой вкус и индивидуальность, не подражать большинству. Три вещи, которые для меня оли- цетворяют итальянскую моду, – это сумка Bvlgari, кольцо Damiani и платье Valentino.


МАУРИЦИО МОДИКА И ПЬЕРФРАНЧЕСКО ДЖИЛЬОТТИ
дизайнеры марки Frankie Morello
У ребят хорошее чувство юмора: бренд они назвали в честь своей собаки. Коллекции свидетельствуют о том же: иронии и экстравагантности им не занимать. Женскую коллекцию этого лета у них составляют почти одни только прозрачные вещи, едва скрывающие интригующие подробности. На вопрос «Куда это носить?» они отвечают: «Да куда угодно!»

Квинтэссенция итальянского стиля – это утонченность и элегантность. Чтобы всегда выглядеть хорошо, точно не стоит носить бренды-однодневки, так называемую фаст-моду. У каждого свой взгляд на моду, и если вы в своей одежде чувствуете себя уверенно и элегантно и люди вокруг видят вас так же, то вы должны задумываться только о качестве того, что на вас надето.


Marella покоряет своим умением придумать подходящие для деловых будней наряды, которые не превращают женщину в серую мышь на руководящей должности.
232 5090, Большой пр. П. С., 19/21, 11.00–21.00 

Murphy & Nye Нескользящие и непромокающие мокасины, бело-голубые ветровки, пижонские льняные пиджаки – в одежде Murphy & Nye начинаешь выглядеть как заправский морской волк.
332 0345, пр. Энгельса, 154, ТРК «Гранд Каньон», 10.00–22.00 

Mania Grandiosa В бутиках собраны чуть ли не все известные итальянские обувные марки – больше двух десятков названий. Итальянцам удается туфли на шпильке сделать комфортными.
232 9583, Большой пр. П. С., 28, 11.00–21.00 

Salvatore Ferragamo Марка хоть и придерживается принципов классической элегантности, но отваживается и на туфли из прозрачного пластика.
449 9441, Невский пр., 44, галерея бутиков Grand Palace, 11.00–21.00

Stefanel Стиль Stefanel – непринужденноэлегантный, не слишком сдержанный, но и не сухой. Нынешняя коллекция почти целиком белая – легчайшие туники, платья-рубашки.
271 2700, Невский пр., 113, 11.00–21.00 

Moschino Вещи Moschino подкупают своей легкостью. Они всегда немного не всерьез, ни к чему не обязывают.
363 3255, Большой пр. П. С., 59, 10.00–21.00 



Роберто Кинелло,
владелец дистрибьюторской компании марок класса люкс Societa Italia
В Петербурге достаточно магазинов, в которых можно найти итальянскую моду, итальянские бренды. Если вам интересна мода, которая представлена в столице моды Милане, то здесь она продается в бутиках Babochka, Machiavelli, Bosco di Ciliegi. У этих вещей цена высокая, но это и высокая мода. Уровень цен в Петербурге и Милане сопоставим, цены корректны. Дорогостоящие вещи покупают не только состоятельные люди, но и те, кто просто ценит качество. Вивьен Вествуд однажды сказала, что в шкафу должно быть немного одежды – только та, которая действительно нравится. Если много всего навесить на вешалки, можно потеряться в выборе. И в Италии сейчас тенденция покупать меньше, но самое лучшее. Иначе многое остается висеть в шкафу. У вас есть много магазинов, которые продают не слишком известные итальянские марки, но, естественно, основной рынок ориентируется на всемирные бренды.

Мы уже четвертый год делаем фестиваль русской моды в Милане, представляем русских дизайнеров местной публике. Русских дизайнеров можно назвать новинкой на рынке, это очень молодая волна, но они вполне востребованы. Естественно, это не будет успех Dolce & Gabbana, но пространство для работы у них есть, в их вещах прослеживаются инновационные идеи, это не класси- ка жанра.

Если откровенно, в последнее время в России люди одеваются лучше, чем в Италии. Там найти человека, который одевается со вкусом, становится проблематично, а в России, наоборот, даже недорогие вещи человек может правильно подобрать и создать собственный стиль. Италия уже потерялась: в Милане и Риме еще можно увидеть стильных людей, а остальная страна немножко позади.


ТАТЬЯНА АНДРЕЕВА
управляющая бутика Marella
У нас очень любят итальянскую моду – за качество вещей и за стиль. Конечно, мода в Петербурге отличается, в основном из-за наших погодных условий. Ведь в том, что носят в апреле в Италии, у нас просто замерзнешь. Каждый байер всегда ориентируется на своего клиента, на то, что подойдет жителям его города, поэтому коллекции в Италии и в Петербурге могут отличаться.


Valentino С уходом Валентино от дел в 1999 году стиль марки не изменился: роскошь, шелка, фирменные оборки – все на месте. Babochka Gallery, 717 4675 Невский пр., 153, 11.00–21.00 

Golden Point За красивым нижним бельем, чулками и купальниками – сюда. Магазин относится к группе компаний Golden Lady, славной чулочными брендами Omsa, SiSi, Filodoro, Hue, Philippe Matignon.
312 7743, Невский пр., 32–34, 9.00–22.00 

La Perla Роскошное кружевное белье начали выпускать в 1950-х годах в Болонье. Сейчас марка часто сотрудничает со знаменитыми дизайнерами: недавно для нее сделал провокационную коллекцию Готье.
363 3251, Большой пр. П.С., 59, 10.00–21.00 

Machiavelli Бутик, куда приходят за классическим мужским гардеробом: элегантные костюмы Canali, вытачанная вручную обувь Santoni, уютный трикотаж Avon Celli.
327 2108, Садовая ул., 26, 11.00–21.00 

Armani В городе представлены две линии марки. Armani Collezioni – строгие вещи для деловых людей. Emporio Armani – смелые решения для молодежи.
Armani Collezioni, 407 8010, Невский пр., 44, галерея бутиков Grand Palace, 11.00–21.00 
Emporio Armani, 233 4133, Большой пр. П. С., 34–36, 11.00–21.00 

Missoni Фирменные яркие узорызигзаги прославили трикотаж Missoni. Нынешняя коллекция полна роскошными яркими свободными вещами, напоминающими о нарядах мексиканцев и перуанцев.
232 4413, Большой пр. П. С., 29а, 11.00–22.00 



РЕСТОРАНЫ, МОДА, КУЛЬТУРА


КУЛЬТУРА

Франческо Аттолини,
фотограф, владелец галереи OiOiOi, живет в Петербурге полтора года

Казанский собор Известно, что Казанский собор построен по образцу собора Святого Петра в Ватикане. Но я думаю, что авторы сделали гораздо больше, чем копию, – они привнесли в этот проект душу. Это потрясающий образец архитектуры, в Петербурге родился новый стиль – смешение итальянского вкуса с русскими традициями. По-моему, это было отличное решение вашего царя – собрать в городе разных архитекторов, чтобы создать свою собственную культуру, которая восхищает. Это большой арт-проект. В некотором смысле я занимаюсь тем же самым: я бывал в России как художник, организовывал собственные выставки, теперь поддерживаю итальянских авторов, которые здесь выставляются.


Улица Зодчего Росси – моя любимая в Петербурге. Она не только идеальна с точки зрения геометрии и общего ансамбля, но к тому же очень светлая, особенно на фоне улицы Ломоносова. Я в России живу полтора года. Впервые я приехал в Петербург как турист в 2005-м. Первое впечатление – город света, потому что я приехал в июне, было тепло и солнечно, белые ночи. Я думаю, что никакой проблемы с погодой в Петербурге нет. На самом деле я очень люблю зиму – когда много снега, я счастлив.


Невский проспект (Аничков дворец, Публичная библиотека) В свободное время я люблю погулять по городу. Снег, ветер, дождь – неважно. Мне нравится жить в центре, на Невском. Горожане предпочитают жить за чертой города, потому что там тихо, свежий воздух. Но я люблю находиться в эпицентре культурной жизни. К тому же в каждом доме я чувствую близость к итальянской культуре. По поводу непрекращающейся реставрации центра – по моему мнению, это хорошо. Может быть, стоило быть менее агрессивными, сохранить стиль города или, наоборот, попытаться работать как в Бельгии, где фасад разрушают целиком и делают взамен его точную копию. Строители здания «Стокманн», мне кажется, поступили неправильно: можно было сделать копию старого здания или хотя бы постараться влиться в ансамбль Невского проспекта.

В 2006-м и 2007-м, когда я приезжал сюда с мастер-классами, начал узнавать масштабы современного искусства в Петербурге. Видел открытия новых проектов – «ЭТАЖИ», например, – видел новые галереи, видел движение. Мне нравится жить в городе, который растет. Поэтому я решил сюда переехать. Друзей в России у меня очень много. Это же часть моей работы. При этом я знаю буквально семь-восемь итальянцев здесь, не больше. Несмотря на то что я почти не знаю русского, языковой барьер не мешает. Я думаю, то, что русские якобы плохо знают другие языки, такой же стереотип, как то, что в Италии все едят исключительно пиццу. Я могу, конечно, приготовить пиццу, я неплохой повар, но все-таки. Хорошую итальянскую еду можно попробовать, например, в ресторане Gusto, в «Мансарде», в кафе «Италия». А я люблю блины со сметаной и даже умею готовить борщ.


Год Италии в России

С 25 мая по 29 июня
XIX Международный музыкальный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга»

Самые заметные события в рамках фестиваля: концерт-посвящение Карузо, «Времена года в Буэнос-Айресе» Астора Пьяццоллы, а также саксофонист Федерико Мондельчи в сопровождении Константиновского оркестра.

17 июня
Клуб «Космонавт»
Молодежный хор Санкт-Петербурга п/у Юлии Хуторецкой

Мероприятие не числится в официальной программе, отчего может позволить себе фривольность: в рамках V Международного хорового фестиваля прозвучат шлягеры итальянской эстрады, аранжированные в современном стиле при поддержке Светланы Сургановой и ее оркестра.

Июнь – август
Выставка «Неореализм в фотографии»
Государственный центр фотографии «Росфото»

Центр исследования и архивирования фотографии (CRAF) региона Фриули-Венеция-Джулия подготовил для «Росфото» подборку фотографий неореализма, «Росфото» отправит в ответ ретроспективную выставку российской фотографии.

С 21 июля по 11 августа
ЦВЗ «Манеж»
«Венеция в отражении современных волн»

Выставка творческого объединения пятерых современных итальянских художников, родившихся и выросших в Венеции.

Май – сентябрь
Проект «On.Tеатр – Милан»
Обменный фестиваль развития молодой режиссуры. Молодежный центр театрального и киноискусства «Миг» (Петербург) и Миланская театральная академия Paolo Grassi (Милан)

Восемь творческих групп на месяц обменяются режиссерами: русские поработают в Италии, итальянцы возьмутся за русских. Результат можно будет увидеть осенью.

Октябрь
Гастроли театра Сан-Карло в Петербурге «Олимпиада» Перголези
Мариинский театр

Два года назад театр Сан-Карло уже появлялся в России со смелым внежанровым спектаклем «Неаполь, любовь моя!». В этот раз привозят классику и без труппы – под управлением Роберто Де Симоне оркестр театра исполнит «Олимпиаду» Перголези.

Ноябрь 2011-го – январь 2012-го 
Выставка «Итальянская живопись XIX века из музеев Италии»
Эрмитаж

При поддержке Городского музея в Павии Эрмитаж предлагает ознакомиться с работами итальянских мастеров Джованни Фаттори, Джованни Сегантини, Пеллиццы да Вольпедо и Федерико Дзандоменеги.

30 октября – 5 ноября
Международный конкурс молодых стилистов и дизайнеров «Адмиралтейская игла»
В составе жюри конкурса – Ориетта Пелиццари, профессор Академии изящных искусств в Милане, и представители Института Марангони Дамиано Антонаццо и Эдриан Пэрри Робертс. Победители поедут учиться моде в Италию.



Джованна Либераторе,

переехала из Рима 8 лет назад, работает частным экскурсоводом

Улица Репина Это самая необычная улица в историческом Петербурге. Она совершенно не похожа на те парадные магистрали, с которыми он обычно ассоциируется, – зато больше всего похожа на мой родной район в Риме. Здесь тихо и уютно, кажется, что все друг друга знают, включая художников из Академии, слышно колокольный звон. Может быть, улица чуточку слишком длинная и прямая. И еще, видите вон ту бабушку в окне? В Италии она бы обязательно уже помахала рукой и поздоровалась.

Стрелка Васильевского острова Посмотрите по сторонам. Здесь я вам как экскурсовод могу сказать: итальянское архитектурное влияние в Петербурге гораздо сильнее какого-нибудь французского. Даже в плане Петербург похож на Рим – он тоже построен на «трезубце» из главных магистралей. Конечно, французы приезжали в город уже знаменитыми, затевали большие проекты – но быстро уезжали на родину. Они слишком изнеженны, они просто не могли здесь задержаться. А вот итальянцы – они закаленные и верные своему делу. Правда, один наш архитектор исчез с крупной суммой денег, предназначенных для покупки статуй в городские сады. Но тут уж никто не скажет наверняка, что с ним случилось…

Театральная площадь Когда я прихожу сюда, я прямо слышу свой родной язык. Опера в свое время объединила Италию, помогла создать общий для всех язык. А итальянская опера, в свою очередь, плотно связала Россию с Европой. Итальянский стал языком страсти. В галантный век все должны были знать несколько языков. По-русски могли общаться с прислугой, по-французски с друзьями, а по-итальянски – с любовниками. Я приехала в Россию в начале 2000-х, но первое знакомство с вашей страной состоялось еще в советские времена. Наши страны были близки, в университете я изучала русскую культуру – и мое первое слово по-русски было «Ленинград». Потом я вышла замуж за русского инженера. Мы жили в Италии, у нас родился сын, но русские слишком тоскуют по родине – мы переехали в Россию. Первое время иностранцы чувствуют себя здесь как дома. Но скоро понимают, что Петербург совсем не похож на Европу. Здесь все слишком большое. Мы привыкли ужиматься, а здесь всегда было слишком много места. Нужен был дворец – строили целый город. Я не слишком-то часто общаюсь с соотечественниками, хотя их здесь довольно много. В консульстве скажут, что итальянцев в Петербурге всего сотни две. На самом деле гораздо больше. Причем в последнее время сюда приезжает все больше молодежи.


Текст: Юлия Суслова, Максим Поляков, Юлия Козыревская, Михаил Рудин, Наталия Святогор, Елизавета Горлова, Дмитрий Шестаков.
Фото: Всеволод Коновалов, Роман Соколов.