1-й Петербургский еврейский кинофестиваль | Кино | Time Out

1-й Петербургский еврейский кинофестиваль

  5 октября 2020
15 мин
1-й Петербургский еврейский кинофестиваль (1-й ПЕКФ) пройдет с 12 по 17 октября на Новой Голландии, в кинотеатре «Англетер» и Доме Кино.

В программу 1-го Петербургского еврейского фестиваля войдут лучшие художественные, документальные и короткометражные картины 4-го и 5-го Московских еврейских кинофестивалях, прошедших в 2018 и 2019 годах. Многие фильмы были представлены на таких престижных киносмотрах, как Международный фестиваль Tribeca (Нью-Йорк), Американский фестиваль независимого кино Sundance, Международный фестиваль документальных фильмов Hot Docs (Канада), кинофестивали в Торонто, Пекине, Гонконге, Салониках и другие.

Фильмом открытия 1-го ПЕКФа станет картина «Переводчик» одного из самых именитых словацких режиссеров Мартина Шулика. Это роуд-муви с поездкой вглубь старой доброй Европы, безвозвратно изменившейся после Второй мировой войны. Мировая премьера фильма состоялась на 68-м Берлинском кинофестивале в 2018 году. В России фильм был показан на 5-м Московском еврейском фестивале в 2019 году.

На церемонии закрытия фестиваля будет показан фильм-победитель 5-го Московского еврейского кинофестиваля «Неортодокс» израильского режиссера Элирана Малка, посвященного теме борьбы за свободу выбора и проблеме дискриминации по национальному признаку. Картина была также представлена на Пекинском международном кинофестивале в 2019 году.

Среди фильмов 1-го Петербургского еврейского кинофестиваля: фильм «Неповиновение» о девушке, не принимаемой еврейской ортодоксальной общиной из-за ее нетрадиционной сексуальной ориентации; документальная драма «Адвокат» о женщине, защищающей в суде палестинских боевиков и радикалов. Духоподъемное документальное кино «93-я королева» рассказывает историю о женщине, принадлежащей еврейской ортодоксальной общине, которая решается занять «мужскую профессию» — стать гражданским судьей. Экспериментальная картина «В прах» — о мужчине, переживающем кончину своей супруги и ищущем ответы на вопросы о природе смерти. Сатирическая анимация «Седер-Мазохизм» предлагает современную трактовку историй об исходе евреев из египетского рабства и осмысляет место женщины в этом контексте.

В 2019 году Еврейскому кинофестивалю в России исполнилось 5 лет. К своему московскому юбилею фестиваль представил более 50 авторских фильмов из разных стран, осмысляющих еврейскую идентичность, вопросы свободы и сохранения традиций, место еврейской женщины в современном обществе. С каждым годом усиливается влияние фестиваля на международном уровне, растет число заявок от иностранных режиссеров из США, Канады, Великобритании, Швейцарии, Израиля, Нидерландов, Германии, Дании и многих других стран. Являясь единственной в России площадкой для популяризации еврейского кино, фестиваль также создает поле для развития российского кинематографа в этой области и приветствует участие соотечественников.

Неизменной чертой фестиваля остается сфокусированность на поддержке актуального кино еврейской тематики, а также разноплановость картин с точки зрения авторской мысли и киноязыка. Фестиваль быстро реагирует на тенденции и откликается на современную повестку, поэтому в его программе множество художественных и документальных картин, поднимающих вопросы гендерного равенства и прав как женщин, так и мужчин, конфликта ортодоксальных слоев и быстро развивающегося глобального мира. В то же время в смотре участвуют фильмы, по-новому исследующие исторические события еврейского народа и отдельных ярких личностей.

Важным достижением фестиваля является качество параллельной программы и образовательных мероприятий. Для каждого фильма оргкомитет организует творческие встречи и Q&A с создателями, привлекает профессиональных спикеров для лекций, мастер-классов и обсуждений тем, поднимающихся в картинах.

Проведение 1-го ПЕКФа планировалось весной 2020 года, но из-за пандемии коронавирусной инфекции и последующего введения режима самоизоляции, было принято решение о переносе киносмотра на более благоприятное время.

Все мероприятия пройдут в традиционном для фестиваля формате с соблюдением всех необходимых санитарно-эпидемиологических норм и ограниченным количеством участников.

Программа 1-го Петербургского еврейского кинофестиваля

Фильм открытия

1-й ПЕКФ откроется картиной «Переводчик» словацкого режиссера Мартина Шулика, широко известного по своей поэтико-философской картине «Сад».

О фильме:

«Переводчик» — это мягко-ироническое словацкое роуд-муви с поездкой вглубь старой доброй Европы, безвозвратно изменившейся, неузнаваемой от ран, нанесенных ей Второй мировой. Пенсионер случайно встречает пожилого переводчика и отправляется с ним в путешествие по Словакии, надеясь разыскать нацистского офицера, убившего в войну родителей одного из героев. Главную роль исполнил чешский режиссер, лауреат «Оскара» Иржи Менцель, во второй по важности роли блистает один из лучших современных возрастных актеров, обладатель «Евро-Оскара» — 2016, словак Петер Симонишек, звезда фильма «Тони Эрдманн».

Мировая премьера фильма состоялась на 68-м Берлинском кинофестивале в 2018 году. В России фильм был показан на 5-м Московском еврейском фестивале в 2019 году.

Фильм закрытия

Фильмом закрытия фестиваля станет картина-победитель 5-го Московского еврейского кинофестиваля «Неортодокс» израильского режиссера Элирана Малка. Картина была также представлена на Пекинском международном кинофестивале в 2019 году.

О фильме:

1983 год, Израиль. Сефард и вдовец Яков Коэн решает начать борьбу, когда его дочь, которую он воспитывает в одиночку, исключают из школы только потому, что она не ашкеназка. Движимый чувством несправедливости, Коэн с друзьями собирают политическую партию ШАС (существует и по сей день и входит в Кнессет), до конца не осознавая, с чем ему придется столкнуться.

Художественное полнометражное кино

«Неповиновение»; режиссер Себастьян Лелио; Ирландия, Великобритания, США; 2017

Ронит Крушка вынуждено возвращается в общину ортодоксальных евреев в северном Лондоне на похороны своего отца-раввина. Ее приезд и встреча с подругой детства Эсти и духовным преемником отца Довидом рождает неприятие и многочисленные споры.

Мировая премьера фильма состоялась на международном фестивале в Торронто.

«В прах»; режиссер Шон Снайдер, США, 2018

У хасида Шмуэля, живущего на севере штата Нью-Йорк, в одночасье умирает жена. Он, не в силах отпустить ее и двинуться дальше, начинает исследовать вопросы разложения ее тела в могиле, прибегнув к помощи профессора естествознания.

Фильм получил приз зрительских симпатий на Международном кинофестивале Tribeca

«Седер-Мазохизм»; режиссер Нина Пэйли; США, 2018

Авторская интерпретация библейских эпизодов с многочисленными галлюциногенными музыкальными номерами: все подряд — исторические и не очень — персонажи (от Иисуса и Моисея до венер палеолита) танцуют и подпевают самым разнообразным релевантным теме песням от Moses Supposes из фильма «Поющие под дождем» до LetMy People Go Луи Армстронга.

Фильм получил приз зрительских симпатий на Международном анимационном кинофестивале Animator.

«Менаше»; режиссер Джошуа З. Вайнштейн; США; 2017

История о добром, но незадачливом продавце бакалейной лавки, который изо всех сил пытается свести концы с концами и воспитать своего сына, Ривена. После смерти жены Леи традиция запрещает Менаше растить сына в одиночку. Ривена усыновляет его строгий дядя, и убитый горем Менаше остается один. Однако несмотря на то, что Менаше не может справиться ни с одной сложностью на своем пути, раввин разрешает ему провести особую неделю перед поминальной службой Лии с сыном, и дает шанс показать себя человеком веры и достойным отцом.

Фильм участвовал в конкурсной программе фестиваля независимого кино Sundance, был представлен на кинофестивалях в Довиле, Иерусалиме и Нэшвилле.

«Кадиш»; режиссер Константин Фам; Россия, Беларусь; 2019

Завещание бывшего узника концлагеря сталкивает и переворачивает жизнь двух молодых людей из разных миров, проливая свет на трагическую историю их семьи.

Фильм получил Гран-при международного кинофестиваля Eurasian Creative Guild Film Festival (UK), а также был награжден в номинации «Лучший сценарий» на Открытом российском фестивале кино и театра «Амурская осень».

Документальные полнометражные фильмы

«Бобби Джин»; режиссер Мария Миранда; Дания, Швеция, Израиль, США; 2017

После десяти лет ошеломительной славы в Израиле, американская танцовщица Бобби Джин выводит накал страстей на новый уровень: она решает уйти от великого наставника и хореографа Охада Нахарди и от своего возлюбленного, и вернуться в Соединенные Штаты. Твердо решив добиться успеха, Бобби создает собственные перфомансы: неистовые, индивидуальные, и стирающие все границы.

Фильм стал победителем на Международном кинофестивале Tribeca

 «Адвокат»; режиссер Рэйчел Ли Джонс; Израиль, Канада, Швейцария; 2019

Леа Цемель называют адвокатом дьявола: в израильских судах она защищает в том числе палестинских боевиков и радикалов. Она постоянно проигрывает дела, но не может отступиться от правозащитной миссии: право на защиту в суде имеет любой, и здесь не важны национальные предубеждения.

Фильм получил приз жюри на Международном фестивале в Гонконге; призы FIPRESCI и GoldenAlexandr на Международном фестивале документального кино в Салониках. Участвовал в престижном фестивале независимого кино Sundance

 «Дина Рубина. На солнечной стороне»; режиссер Станислав Митин; Россия; 2018

Откровенный и эмоциональный портрет известнейшей русско-израильской писательницы и киносценариста, лауреата многих престижных литературных премий Дины Рубиной. Вместе с режиссером и другом Станиславом Митиным Дина возвращается в свое детство и юность, проведенные в Ташкенте, рассуждает о московском становлении в творчестве и делится эмоциями от эмиграции в Иерусалим. Фильм наполнен отрывками из знаменитых произведений писательницы, эпизодами из фильмов, созданных по Рубиной, и зарисовками из ее теперешней жизни.

«Антон Чехов и Исаак Левитан: двойной портрет в интерьере эпохи»; режиссер Галина Евтушенко; Россия; 2019

Картина посвящена двум великим русским художникам. Ее создатели сделали акцент не на бытовой истории дружбы Чехова и Левитана, а на родстве их творческих усилий, на сходстве и различии их характеров. Авторы фильма не предлагают безоблачную картину. В интерьере эпохи сделана попытка создать противоречивый, подчас запутанный мир, где выявляются тончайшие нюансы поведения крупных, великих личностей. Взаимопроникновение творческих методов, взаимовлияние двух гениев — вот основной мотив фильма.

«93-я королева»; режиссер Пола Эйзелт; США; 2018

РэйчелФрейер живет в бруклинском районе Боро-парк, в еврейской ортодоксальной общине, где место женщины на кухне. Мужчины не могут даже пожать ей руку, таковы обычаи в общине. Рэйчел хочет быть более самодостаточной, для этого она собирает сообщество женщин района, они занимаются вопросами здравоохранения и правозащиты, пытаясь при этом оставаться верными женами и матерями. Разумеется, это приводит к разнообразным конфликтам.

«Бейтар Иерусалим. Навечно чист»; режиссер Майя Зинштейн; Израиль, 2016

Футбольный клуб «Бейтар Иерусалим» — самая популярная и противоречивая футбольная команда Израиля, единственный клуб Премьер-лиги, который никогда не подписывал контрактов с арабскими игроками. В середине сезона 2012/13, в результате закрытого трансфера, осуществленного владельцем клуба, русско-израильским олигархом Аркадием Гайдамаком, в команду перешли двое игроков-мусульман из Чечни. Эта сделка стала причиной самой националистической кампании за всю историю израильского спорта, в ходе которой дела клуба вышли из-под контроля. Один сезон этого знаменитого клуба — это отражение истории израильского общества и идеи личной идентичности, политики и денег, а также взгляд на то, как национализм уничтожает и команду, и нацию изнутри.

На Международном кинофестивале RiverRun фильм получил спецприз жюри.

«Into_нация большой Одессы»; режиссер Александр Бруньковский; Россия, Украина; 2018

Фильм – размышление о малой родине, о том, почему даже любя родной город, люди покидают его. Город Одесса специально создавался, как прибежище для людей разных национальностей и вероисповеданий. Юмор — особый язык, который помогает одесситам общаться и уживаться друг с другом. Об одесском юморе и одесском акценте ходят легенды. Но — парадокс — из этого города постоянно уезжают люди. Его любят, но его оставляют, как дети свою маму. Герои фильма — Михаил Жванецкий, Роман Карцев, Леонид Барац, Ростислав Хаит, Валерий Тодоровский, Оксана Фандера, Виктор Лошак, Михаил и Анатолий Контуш и другие рассказывают о феномене города у Черного моря. Фильм снимался в Германии, Израиле, Украине, России, Австрии, Франции.

Премьера состоялась на Московском международном кинофестивале в 2018 году, картина стала лучшей в конкурсе 4-го Московского Еврейского фестиваля и была отмечена Британской премией «Золотой Единорог». Также фильм был представлен на Одесском международном кинофестивале, фестивалях «Послание к человеку» (Санкт-Петербург), «Окно в Европу» (Выборг) и показан на российской неделе кино в Нью-Йорке.

 «Город Йоэля»; режиссер Джесси Суит; США; 2018

Сам город, упомянутый в названии, — это на самом деле деревня, хасидская община на севере от Нью-Йорка, которая оказалась настолько успешной в воплощении всех 613 мицв из Торы, что теперь им попросту не хватает места, чтобы всем жить — так стало много поселенцев. Назван «город» в честь рабби Йоэля Тейтельбаума, вдохновителя всей ультраортодоксальной хасидской общины в США. Джесси Суит, бывалый документалист и кинопродюсер, который собирал деньги на фильм с помощью краудфандинга, показывает всю подноготную борьбы хасидов за земли с местными активистами, которые считают, что такое расширение может повредить окружающей среде (а хасиды, конечно, считают, что их оппоненты — антисемиты), а регион Нью-Йорка показан как новый Вавилон, где цветут сто цветов.

Фильм участвовал в конкурсных программах международных кинофестивалей в Хэмптонсе и Палм-Спрингс.

Художественное короткометражное кино

«Суета сует»; режиссеры Алексей Туркус, Алексей Шелманов; Россия; 2017

История любви в провинциальном городе с юмором, чудесами и национальным колоритом.

«Травелог Тель-Авив»; режиссер Самюэл Патти; Швейцария; 2017

Этот нарочито небольшой мультфильм словно нарисован карандашом в блокноте на бегу, как смазанные туристические фотографии Тель-Авива. Лес ног рейверов на танцполе техно-вечеринки вдруг рифмуются с ногами, одетыми в форму военных в противогазах, а выстрелы где-то вдалеке — со взрывами фейерверков на свадьбе. Потрясающе живые и в то же время исполненные буквально парой точнейших карандашных штрихов образы молодого, бьющего энергичностью по голове города, который ни на секунду не забывает ни о прошлом, ни о войне в настоящем: тель-авивцам просто не дают об этом забыть.

Фильм получил приз 5-го Московского Еврейского кинофестиваля

«Внешний круг»; режиссер Адам Барух; Великобритания; 2017

Во время долгого и утомительного процесса религиозного обращения Даниэль со своей невестой Катериной решают получить благословение его большой и шумной семьи иракских евреев. На ежегодном застолье в честь Рош Ха-Шана природная элегантность Катерины и ее чистая английская наследственность немедленно располагает к себе семью жениха, однако вскоре становится ясно, что несмотря на теплую и приветливую атмосферу, не все готовы ее принять.

Фильм участвовал в еврейских кинофестивалях Англии и Атланты.

«Шемира»; режиссер Адам Уэллс; Великобритания; 2017

Майер, жертва самого большого преступления в истории человечества, проводит последнюю ночь вместе со своей любимой, Лией. Спустя шесть десятилетий с того дня, когда Лиа стала его женой, смерть разлучает их. История фильма происходит на протяжении одной ночи, во время традиционного еврейского ритуала шемира, согласно которому тело ушедшего необходимо сторожить от момента смерти до захоронения. Мы становимся невидимыми свидетелями интимного и личного прощания — потока воспоминаний Майера, начиная от тех, которые кажутся незначительными и случайными, и заканчивая судьбоносными и непредвиденными.

Фильм участвовал в конкурсных программах еврейских кинофестивалей в Чикаго, Сан-Диего, Палм Бич.

«Почтальон в трусах»; режиссеры Даниэль Бинстед, Бен Цив; Израиль; 2016

Два брата помогают эксцентричному почтальону, который только что влюбился в первый раз, отправиться в фантастическое путешествие.

Фильм участвовал в конкурсных программах еврейских кинофестивалей в Вашингтоне, Сан-Диего, Гонконге.

«Другими словами»; режиссер Таль Кантор; Израиль; 2015

Человек вспоминает момент упущенной возможности пообщаться со своей дочерью. Их короткая встреча спустя годы подрывает его мир и делает слова бессмысленными.

Фильм является призером и победителем многих фестивалей, таких как: 19-й Брюссельский фестиваль короткометражных фильмов, 11-й Афинский анимационный фестиваль, Анимационный фестиваль Иерусалимской анимации, Майский еврейский кинофестиваль, Еврейский кинофестиваль в Сан-Диего.

Документальное короткометражное кино

«Сын моего отца»; режиссер Гиллель Рейт; Израиль; 2018

Моше Мишурис, 37-летний одинокий ашкеназ, переехавший вместе с отцом из России, живет в крохотной квартире вместе с престарелым отцом. Их основной доход — пожертвования зрителей их YouTube-канала об иудаизме на русском языке. Моше одинок, он дважды делал предложения разным девушкам, но в итоге ничего не срослось. Когда он идет к своднице, он то ли надеется, что все же сойдется с кем-то, то ли, наоборот, боится этого. Самое неожиданное — открытый финал: режиссер оставляет Моше в растерянности, но не в одиночестве, потому что он в любом случае остается со своим отцом, почти святым человеком, посвятившим жизнь своей вере.

Фильм победил на фестивале Maaleh Graduation Awards, участвовал в международном фестивале документальных фильмов в Канаде Hot Docs

«Эдек»; режиссер Малькольм Грин; Великобритания. 2018

Экспериментальная картина сделана в клиповой манере. Строго говоря, это и есть клип на рэп-трек, смикшированный из записанного монолога 86-летней женщины по имени Джанин, пережившей Холокост, дополненного куплетами, зачитанными молодым американским рэпером Капу. Симфония жизни и памяти, ритма и слов, исполненная при помощи радикального киномонтажа, повествует о загадочном человеке по имени Эдек.

Фильм получил особые премии на Канадском кинофестивале короткометражного кино, а также на фестивалях Best Shorts Competition, Impact Docs Awards

«Шаббат в Wendy’s»; режиссер Рейчел Майерс, США, 2017

Фильм документирует трогательную районную традицию, по которой пожилые евреи съезжаются на шаббат и празднуют его прямо посередине фастфуд-ресторана Wendy’s (аналог BurgerKing). Сначала этому пытались противостоять работники заведения, но упорные бабушки и дедушки вызвали менеджера, и он разрешил им занять несколько столов, чтобы послушать раввина, преломить халу и поесть бургер безо всякого бекона и картошку фри всего за четыре доллара.

Приз победил на международном фестивале Tribeca, получил приз зрительских симпатий на Еврейском кинофестивале в Сиэтле и Gold Coast International Film Festival

«166 камер»; режиссер Давина Пардо; Великобритания, США; 2017

Рассказ о Еве Шлосс, жертве Холокоста и сводной сестре Анны Франк, и о ее новом амбициозном проекте: сохранить свою историю в виде интерактивной голограммы, которая сможет разговаривать с будущими поколениями.

5.«Бильсвилль»; Мейзи Джейкобсон; Канада; 2017

Документальный фильм о Билле Анханге, канадском одаренном художнике-самоучке.

Фильм победил в номинации «За достижения в кинорежиссуре» на кинофестивале Toronto Youth Shorts, участвовал в Международном кинофестивале в Ст. Люьисе

Посмотреть расписание сеансов можно на официальном сайте