«Выбираю проекты интуитивно» — Саша Сысоев о Москве и Дубае, планах и будущем ресторанов | Город | Time Out

«Выбираю проекты интуитивно» — Саша Сысоев о Москве и Дубае, планах и будущем ресторанов

Аня Батурина   26 февраля 2024
6 мин
«Выбираю проекты интуитивно» — Саша Сысоев о Москве и Дубае, планах и будущем ресторанов
@sysoevfm, Unsplash, архивы пресс-служб
Сашу Сысоева и его Telegram-канал «СысоевFM» знают даже те, кто в рестораны ходит крайне редко. Time Out поговорил с российским предпринимателем и инвестором о том, какие заведения будут открываться в ближайшие пару лет, чего ждать от новых технологий и что читать в медиа.

Саша, где тебя нет? Правда, ты в каждом втором ресторане, ведешь каналы о Москве и Дубае, в 2023 году стал главредом «В городе» и амбассадором диджитал-тренинга Responsible Beverage Service от AB InBev Efes — это огромное количество проектов!

Есть еще много интересных сфер, в которых я хотел бы поработать или поучаствовать. Самая основная сейчас — международный входящий туризм. Для этого мы наращиваем силу и присутствие гида GreatList.ru, РРФ и других программ, которые рассказывают о высочайшем уровне гастрономии в России. Помимо этого, учитывая рост популярности ресторанов, я считаю, что нужно заниматься просвещением, поэтому и взялся за такой важный проект (Responsible Beverage Service — диджитал-тренинг по ответственному обслуживанию и продаже алкогольных напитков. — Прим. ред.).


Какие у тебя планы на этот год?

Продолжаю инвестировать в рестораны: в Москве в ближайшее время откроется четыре новых заведения, в Петербурге — одно. Также рассматриваю разные продукты: пиво, шоколад. И, конечно, не забываю о контентных проектах — медиа и платформы, которые развивают индустрию.

Так, например, мы запустили наш гид GreatList.ae по лучшим ресторанам и кафе Дубая на английском и русском языках. Это первый подобный российский проект, вышедший за пределы СНГ. 

Главный результат: многие арабы, которые узнали о гиде в ОАЭ, теперь руководствуются им и в Москве. У людей уже есть доверие к нашему выбору, просмотры английской версии сайта GreatList.ru жителями ОАЭ и Катара растут — мы стали мостиком между Россией и Ближним Востоком, и будем его укреплять.


Как ты выбираешь проекты?

Интуитивно. Если речь идет об инвестициях, то руководствуюсь правилом покупать доли в том, чем сам пользуюсь, или участвую в партнерских проектах, в которых действительно вижу практическую ценность. 

Что касательно тренинга Responsible Beverage Service, то это первый масштабный всероссийский социальный проект в индустрии. Я не люблю следовать трендам, я люблю их определять — здесь я сразу увидел потенциал разработки и ее необходимость для ресторанного рынка. Как правило, обычно говорят о клиентах, но в этом случае инструмент направлен на сотрудников и призван решить проблемы, связанные со  «сложным» поведением гостей.


Есть ли проблема злоупотребления гостями спиртным в ресторанах, и сталкивается ли персонал с ее последствиями?

К сожалению, хоть это случается и редко, но все же имеет место. Далеко не все гости знают свою норму и умеют вовремя остановиться, а последствия часто приходится решать персоналу. Поэтому тренинг — это уникальный в своем роде инструмент, который способствует как дальнейшему развитию ресторанного рынка в целом, так и культуре ответственного потребления алкоголя в частности.

Основная цель диджитал-тренинга — рассказать о нормах употребления спиртного, минимизировать конфликты, сделать коммуникацию персонала и гостей максимально комфортной. В его разработке участвовали эксперты со всего мира. Проект охватывает много важных аспектов: от признаков опьянения (ведь алкоголь влияет на каждого по-разному) до разрешения конфликта, включая и юридическую сторону вопроса. Тренинг уже запущен в тестовом режиме, но совсем скоро станет общедоступным. У проекта будет продолжение, но я пока сохраню интригу.


На твой взгляд, какие тренды станут основными в индустрии в ближайшее время?

По-прежнему считаю, что будут развиваться стильные городские кафе за пределами ТТК. Если говорить более предметно о еде, то, думаю, будет еще больше азиатских направлений. Уже вижу, как планируются к открытию китайские рестораны и кафе.


Ты много времени проводишь в Дубае. Есть ли разница в сервисе, обслуживании и отношении к гостям по сравнению с Москвой?

И там, и там высочайший сервис и интересные решения по цифровизации. Оба города интересны для тех, кто любит отличные рестораны. Поэтому в ближайших планах гастроли московских проектов в ОАЭ — хочется продемонстрировать мощь столичных ресторанов.


У нас уже есть все: быстрая доставка, электронные чаевые, оплата счета без официанта — куда дальше технологически шагнет индустрия гостеприимства?

Думаю, в сторону предугадывания заказа и особого сервиса для постоянных гостей. Зная предпочтения клиента, можно превратить любой его поход в ресторан в настоящее чудо.


В прошлом году в Москве отгремело рекордное количество разных гастрономических фестивалей. Что ты думаешь об этом? 

Мне кажется, что это направление уже перенасыщено. Было так, что я приходил в ресторан, а мне выносили три разных меню, специально собранных под разные фестивали, которые проходили одновременно. Эффект от этого пропадает: есть ряд проектов, где идея или вторична, или вообще не реализована. Поэтому заведения перестают в них участвовать — нет смысла. 

Моя команда тоже делает немало, и мы пытаемся договариваться. Но, к сожалению, случается так, что кто-то целенаправленно ставит события в наши даты. Тем не менее по продажам мы далеко впереди, потому что тратим весь полученный бюджет на федеральную рекламу, радио, наружку и продакшн.

Вопреки всему, я стараюсь поддерживать хорошие проекты и выступаю за развитие, а не монополию, поэтому часто пишу об интересных идеях как в Москве, так и в России в целом.


Ты стал заметно больше писать о лайфстайле. Стоит ли нам ждать отелей от Сысоева или, может, линейку багажа?

Отель — моя главная мечта: небольшой, на 20–40 номеров. И с клубной системой, чтобы каждый гость был интересен прежде всего как личность. У меня уже есть готовый концепт. Теперь жду, когда наступит нужный момент.

Лайфстайл всегда фигурировал в моем инфополе. Если вы любите хорошие рестораны, то любите и массу других вещей, цените детали. Поэтому отели, авиакомпании, посуда, техника и одежда в моей ленте — логичное расширение.


Есть ли у тебя глобальная мечта? Возможно, некая финальная точка, после которой можно остановиться и наслаждаться тем, что создано тобою за все время?

Очень хочу, чтобы российская гастрономия была максимально известна по миру. Чтобы все любители хорошей кухни знали наших шефов, а сами рестораны имели филиалы во всех столицах мира. Нам есть чем гордиться, и теперь важно об этом рассказать.


Какие Telegram-каналы или другие медиа ты читаешь и можешь посоветовать другим?

Для вдохновения я подписан на массу агентств, отелей и архитекторов. Очень нравятся как признанные лидеры типа «Бюро Бетак», так и небольшие японские, корейские и китайские студии, делающие крутой и нестандартный дизайн.

Telegram-каналов у меня в ленте немного: читаю нишевые типа «БП online», «Еще по одной» и блога Ксюши Китаевой.