Приметы современной Америки: рецензия на фильм «Битва за битвой»
Революционная группа «Френч-75» освобождает мигрантов-нелегалов из лагерей на границе между Мексикой и США. Мятеж возглавляет яростная афроамериканка Перфидия Беверли-Хиллз (Тияна Тейлор), а компанию ей составляет любовник — специалист по взрывчатке и фейерверкам Боб Фергюсон (Леонардо ДиКаприо). В ходе миссии Перфидия берет в заложники полковника Стивена Локджо (Шон Пенн), который начинает испытывать к ней влечение. И впоследствии это выливается в одержимость.
Освободившись, проигравший и прилюдно униженный Локджо преследует Перфидию. Причем не ради профессионального реванша — он просто ищет повод остаться с ней наедине. Девушка предоставляет полковнику то, чего он хочет, чтобы поскорее от него отделаться. Однако беременность (от полковника или Боба Фергюсона — открытый вопрос) все меняет. После рождения дочери Перфидия оказывается в западне, и ей приходится сдать товарищей.
Шестнадцать лет спустя Боб Фергюсон вместе с дочерью Шарлин все еще скрывается от безумного Локджо в городке Бактан Кросс, что в Южной Калифорнии. Он страдает паранойей, отказывается от мобильника и с подозрением относится к любому вертолету. Но несмотря на это, Локджо все-таки выходит на след его семьи.
«Битву за битвой» не зря называют самым актуальным американским кино этого года. Десятый фильм Пола Томаса Андерсона отчасти основан на постмодернистском романе Томаса Пинчона «Вайнленд», но на деле обращен к современности. Вместо противостояния бывших хиппи и рейгановских властей зрителю предлагают сатиру на Америку Трампа.

Полковник Стивен Локджо, разгромивший «Френч-75», лихорадочно подчищает свою биографию, удаляя информацию о межрасовой связи. Делает он это, чтобы попасть в закрытый клуб привилегированных белых мужчин-расистов. Карикатурный образ Локджо, одержимого борьбой с переселенцами из Мексики и Латинской Америки, одновременно отсылает к военному мачизму и предвыборным высказываниям Трампа о том, что неконтролируемая иммиграция «отравляет кровь страны».
Пол Томас Андерсон не впервые обличает несовершенство США. К примеру, в «Нефти» он написал портрет кровожадного капитализма, а в «Мастере» уловил уязвимость послевоенной Америки перед религиозными сектами. «Битва за битвой», адресованная дню сегодняшнему, вышла менее категоричной, зато более саркастичной. При этом политическое полотно обращается не только к синефилам, как это часто бывает у Андерсона, но и к массовому зрителю. Прежде всего к американцам. Фильм потрясает нетипичными для режиссера прямолинейностью и адреналиновым темпом. В «Битве за битвой» нет изящества «Призрачной нити» и юношеского задора «Лакричной пиццы». Это кино иного калибра и посыла — одновременно злое и критикующее идейную борьбу.
Режиссер, изучающий мир без розовых очков, считает, что самые громкие идейные борцы выберут себя, когда речь зайдет о свободе. Мятежная Перфидия, чье имя переводится с латинского как «вероломство», вмиг из лидера превращается в крысу после задержания. Зато практически святым Андерсон видит латиноамериканца Серхио Карлоса в исполнении пребывающего в дзене Бенисио дель Торо — его персонаж тихо и без пафоса оберегает мигрантов.

Бывший участник «Френч-75» Боб Фергюсон раскрывается как революционер-неудачник. Почти весь фильм герой Леонардо ДиКаприо носится сломя голову в поношенном клетчатом халате и беспокоится о дочери. Именно параноик Боб отвечает за напряженную атмосферу фильма и переживает нервный срыв — эта сцена по интонации напоминает истерику Рика Далтона в тарантиновском «Однажды в…Голливуде».
Полковник Локджо, главный антагонист картины, действует не из политических убеждений, а из желания побороть собственные комплексы и почувствовать себя избранным. Для режиссера и Перфидия, и Фергюсон, и Локджо — люди, которые очень хотят формировать историю, но в реальности остаются марионетками.
Единственная постоянная ценность в мире «Битвы за битвой» — это семья. В центре внимания Андерсона — история об отцах и детях, которые движутся навстречу друг другу вопреки хаосу. Отношения Боба и воспитанной им Шарлин поначалу строятся на конфликте поколений. Отец пытается уберечь дочь от внешней угрозы и полковника Локджо, а 16-летняя девушка считает папу безнадежным параноиком. На протяжении фильма им предстоит преодолеть кризис доверия и стать ближе друг к другу.

Смотрелась бы «Битва за битвой» столь же эффектно и динамично, исполняй главные роли другие актеры? Возможно. Фильмы Пола Томаса Андерсона всегда отличались выдающейся актерской игрой и жанровым мастерством. Юбилейная картина режиссера соответствует всем этим критериям. «Битва за битвой», снятая на старомодную пленку VistaVision, смотрится на одном дыхании вне зависимости от контекста. Один жанр плавно перетекает в другой, не нарушая резвый темп истории, благодаря чему внушительный хронометраж (2 часа 40 минут) почти не ощущается.
У Андерсона ирония переплетается с поп-культурными оммажами «Терминатору 2» и гротескными сценами. И возможно, «Битва за битвой» не заработает статуса вечной классики, но почти наверняка поборется за звание лучшего фильма на «Оскаре» в следующем году. Арт-блокбастер не только напоминает о трагикомическом гении ДиКаприо, но открывает миру талант Чейз Инфинити, на героиню которой пафосно возлагается надежда на светлое будущее.
Оценка Time Out: 10 из 10