От автомобильного завода до архитектурной сенсации: история нового музея «Коллекция»
Если у вас есть на примете какая-нибудь локация, которую хотите обсудить, не стесняйтесь написать нам об этом в тг-канал. Мы обязательно рассмотрим ваши предложения, а пока возвращаемся к «Коллекции».
Индустриальное прошлое

Сегодня арт-пространством на территории какого-нибудь завода никого не удивить: ЦСИ Винзавод, «ГЭС-2», Artplay, «Кристалл», «Флакон», «Хлебозавод №9» — все эти любимые хабы москвичей когда-то были производственными цехами. Совсем скоро коллекцию воскресших фабрик пополнит музейно-выставочный центр «Коллекция» с притягательным архитектурным решением.
Трудно поверить, что еще десять лет назад никто не мог и представить, как здесь расцветет культурная жизнь. Все потому, что совсем недавно на это месте был Завод имени Лихачева, известный по аббревиатуре ЗиЛ — первое автомобилестроительное предприятие в Российской империи и СССР. Если кратко, фабрику основали в 1916 году, а закрыли в 2013. Однако пустующие помещения полностью ликвидировали только через 8 лет. Тогда-то и возникла идея на освободившейся территории построить музей современного искусства.
«Эрмитаж 20/21»

После сноса завода за развитие пространства взялся главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. По плану на одном кольце исторического центрального бульвара должен был расположиться парк, на другом — музейный центр.
Вообще, изначально музеем должен был стать московский филиал Государственного Эрмитажа в продолжение программы «Эрмитаж 20/21», посвященной современному искусству. Тогда архитектором этого корпуса выбрали Хани Рашида из бюро Asymptote Architecture — он планировал сделать здание в виде трехмерной модели проуна Эль Лисицкого.
Однако позже Эрмитаж сменил архитектора и бюро, а затем и вовсе вышел из проекта по не совсем ясным причинам. Возможно из-за слишком больших финансовых вложений. А вот застройщик отказываться от музейной площадки не планировал.
Коллекционеры Молчановы

Оставшись без финансирования, владелец «Группы ЛСР» Андрей Молчанов сам стал инвестором проекта, что полностью перевернуло концепцию. Теперь речь шла не о филиале государственной институции, а о независимом культурно-выставочном пространстве. Коллекция нового музея — это собрание четы Молчановых, в котором более 8 тысяч предметов. Правда, пока неизвестно, из чего конкретно состоит архив.
По понятным причинам новым названием пространства стало «Коллекция». С одной стороны, оно вроде бы говорит, что тут будет представлено собрание предметов искусства основателей музея. С другой — обращает внимание гостя, что он тоже может стать обладателем коллекции, получив пазл впечатлений от увиденных здесь арт-объектов и архитектуры. Не случайно первое, что видят посетители по дороге к экспозициям, — это магазин.
Архитектор здания Сергей Чобан

Взамен идеям Хани Рашида архитектор Сергей Чобан вместе с бюро СПиЧ разработал пятиэтажное здание площадью 13,8 тыс. м², основными материалами которого стали медь и стекло — отсылка к ЗИЛу, где они часто использовались на производстве. В будущем все медные фасады начнут темнеть и зеленеть, символизируя течение времени. Представительский лимузин для высшего партийного руководства ЗИЛ-41047 на входе и скульптура Вима Дельвуа «Самосвал» перед входом тоже напоминают о прошлом пространства. Разбавляют интерьер работы ведущих российских стрит-арт-художников, которые можно найти на эскалаторах и лифтах.
На первом этаже пространства расположились билетные кассы, гардероб, конференц-зал, концепт-стор, детская комната и ресторан, выше — выставочные залы с потолками 5-7 метров и частыми источниками света. Попасть в них можно через плавно открывающиеся автоматические медные двери.
В 2025 году здание музея стало лауреатом международной архитектурной премии International Architecture Awards, что только подогрело интерес публики к месту. Готовы поспорить, что в день открытия, 2 декабря, здесь соберутся тысячи желающих заглянуть внутрь.