Место на карте: ​​культурное пространство «Палаты на Льва Толстого» | Арт | Time Out

Место на карте: ​​культурное пространство «Палаты на Льва Толстого»

Екатерина Сахарова   7 февраля 2024
6 мин
Место на карте: ​​культурное пространство «Палаты на Льва Толстого»
Фото: архив пресс-службы
О том, как любовь к культуре, истории и искусству стала бизнес-проектом, Time Out рассказала Майя Сантимирова — основательница институции «Палаты на Льва Толстого», соосновательница студии рисования DrawAndGo и автор Telegram–канала «Культура повседневности».

О том, с чего все началось

В прошлом я была ужасным трудоголиком с последующим классическим выгоранием. Походы в театры и музеи, общение с друзьями-художниками — все это помогало переключиться на другую волну. Когда я ушла в декрет после рождения второго ребенка, то с жадностью начала изучать историю искусства, слушала всевозможные лекции о театре, балете, опере, музыке. Со временем в каждой сфере у меня стали появляться друзья-проводники, которым я не стеснялась задавать глупые вопросы. Но все же везде чего-то не хватало: где-то не нравилась локация, где-то лектор и подача материала, где-то — аудитория. Так я впервые задумалась о создании собственного пространства, которое помогло бы связать культуру и быт, историю и современность.

Мы жили в центре Москвы и не планировали переезжать за город, но я совершенно точно видела, можно сказать, визуализировала наш старинный дом, усадьбу. Деревянную, с наличниками, беседкой, утопленной в зелени, с большим столом, сервизом и самоваром. Потом у нас родился третий ребенок, а затем случилась изоляция — и моя картинка ожила. Мы с мужем взяли в аренду деревянный дом с витражами постройки ­1950-х годов, отреставрировали его и превратили в свою маленькую русскую усадьбу.

Из реальности я ушла в эстетизм. Увлеклась столовым этикетом и открыла для себя портал в другой мир — мир антиквариата. Столовый этикет невозможен без погружения в историю создания фарфора, изучения мануфактур царской России и Европы. И чем больше я погружалась, тем больше находила единомышленников. Поэтому «Палаты», конечно, появились, неслучайно.


О здании Палат 

Мне было важно, чтобы у здания была история, поэтому современные постройки я даже не рассматривала, да и опыт реставрации уже имелся. Когда нашлось помещение (а искала я его около двух лет), Палаты сами продиктовали нам дальнейшую концепцию. Сейчас это объект культурного наследия федерального значения, взятый мною в долгосрочную аренду с обязательством.

Изначально Палаты — административный центр Хамовной слободы, поселения, где в XVII веке жили и работали ткачи, те самые хамовники. Здание сменило множество владельцев, среди которых были купцы, художники и князья. После революции внутреннее пространство превратилось в коммунальные квартиры — так появились дополнительные оконные и дверные проемы. К нам постройка попала в состоянии «советского офиса»: с линолеумом и бежевой краской, заглушившими любые намеки на историю.

Первоначальный вид зданию вернули в 1970 году, у Палат появилась пристройка. При реставрации здесь были найдены набойные доски, иглы, наперстки и детали ткацких станков, что подтвердило историческую справку: хамовники трудились и здесь.


О реставрации 

Реставрация объекта культурного наследия — дело кропотливое и, естественно,  регламентированное. Мы получали согласования множества ведомств, Министерства Культуры РФ, департамента культурного наследия Москвы… Здесь пригодился мой прошлый опыт. Но нас как арендаторов любят и поддерживают: проект у нас красивый, просветительский!

Если реставрация оказалась жестко регламентированной, то с декором была полная свобода. Нашей задачей было не перегрузить, а подчеркнуть назначение комнат и историю здания. Основная часть ремонтных работ заняла три года, учитывая изготовление дизайнерских предметов декора и поиск уникального антиквариата на винтажных маркетах и в лавках: мы хотели сохранить исторический антураж и следы времени, чтобы каждая деталь была живой. 

И все же возраст здания напоминает о себе. Только моя команда знает, сколько сил и терпения ушло на реставрацию крыши и фасада, чтобы успеть до первого снега. Да и к перепадам электрического напряжения мы всегда готовы, но зато при свечах Палаты наполняются особой атмосферой!


О дизайне

Палаты с самого начала притягивали удивительных людей. С дизайнером Варей Шалито у нас случилась любовь с первого взгляда. В паре с Валерией Нестеренко она сделала пространство таким, каким мы хотели его видеть: уютным, камерным, близким — и при этом буквально дышащим историей, некоторой торжественностью. 

Варя и Лера смогли реализовать главную идею: обыграть понятие «русского стиля» в его самых разных прочтениях — допетровская старина и императорская эпоха, дача с ее уютными застольями и легкие отголоски советского времени. Исторические элементы архитектуры Палат сочетаются с предметами, созданными современными художниками и дизайнерами. Все находится в диалоге: экраны для батарей напоминают скатерти и отсылают к ткацкому двору, а светодиодная лента подчеркивает исторические своды.


О самых интересных предметах интерьера

У нас есть две вещи, которые стали нашими визитными карточками. Это большой стол и зеленая люстра над ним. Стол для нас делал белорусский мастер Александр Самсонов. Его основной принцип: не работать с деревом, которое когда-то было частью жилых помещений, — так материал пропитывается ненужной энергетикой. Поэтому для нашего стола были отобраны «чистые» доски из двухсотлетнего амбара Беловежской пущи. 

Люстра — шедевр Натальи Мельник, дизайнера из Коломны. На изготовление ушло около километра нити — так получилась еще одна отсылка к ткацкому прошлому Палат.


О концепции «Палат» 

Изначально мы позиционировали себя как культурный и литературный салон XXI века. Это была красивая идея, но нам казалось, что мы намного больше и глубже этого определения. Сегодня в «Палатах» мы занимаемся исследованиями культурного кода повседневности. Эту концепцию нам продиктовало и само пространство — то, каким оно в итоге получилось. 

Когда попадаешь сюда, время будто замедляется, и все вокруг — старинные стены, винтажные предметы, произведения современных художников — начинает рассказывать свою историю. Волей-неволей начинаешь задаваться вопросами: «Как наше настоящее связано с прошлым?», «Откуда взялись все наши привычки, традиции, эстетические предпочтения?», «Где здесь место “большому” искусству?»

Отталкиваясь от этого, мы с командой выработали четкую структуру и сейчас организовываем события, которые помогают сделать культуру естественной частью повседневности. Через погружение в «большие» темы — балет, оперу, этикет, музыку и литературу — мы дарим гостям личный и чувственный опыт и вместе с ними учимся свободно рассуждать о предмете.


О ближайших мероприятиях 

В этом сезоне к разовым мероприятиям мы добавили курсы. Уже идет первый поток обучения детскому этикету. Скоро начнутся циклы «Как смотреть и понимать балет» с историком балета Алексеем Исайчевым и «Зачем нам знать и любить оперу» с историком театра и музыкальным критиком Константином Черкасовым. В апреле стартует мой авторский курс, посвященный культуре застолья, предметам сервировки и столовому этикету. В мае отметим Пасху и день рождения Палат, а лето проведем с обновленной детской программой, выездными пикниками и мероприятиями в нашим дворике —  продолжаем придумывать новые форматы!