«“Культурный код” — это любовь»: как уличное искусство меняет облик России | Арт | Time Out

«“Культурный код” — это любовь»: как уличное искусство меняет облик России

  20 октября 2021
5 мин
«“Культурный код” — это любовь»: как уличное искусство меняет облик России
Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля «Культурный код»

В Ставрополье завершился фестиваль уличного искусства «Культурный код». Художники из Мексики, Польши, Индонезии, Испании, России и еще 11 стран преображают облик поселка городского типа Солнечнодольск. Об отличиях нынешнего «Культурного кода» от предыдущих, о выборе участников и эскизов, Time Out побеседовал с генеральным директором АНО «Россия — страна возможностей» Алексеем Комиссаровым.


«Культурный код» — проект, который в буквальном смысле делает жизнь российских городов ярче. Какие смыслы вы в него закладывали? Какова социальная миссия фестиваля?

В 2019 году начальник Управления Президента по общественным проектам Сергей Новиков проникся идеей фестиваля и оказал проекту большую поддержку, благодаря которой сегодня проект получил такие масштабы. «Культурный код» – действительно уникальный проект, который в прямом смысле этого слова меняет облик городов. И это не только галерея современного искусства от топовых художников мира, но и большая работа по созданию места притяжения, которым гордятся местные жители. Многие произведения создаются при непосредственном участии местных жителей. Например, аргентинский художник Pastel изобразил цветы с дворовой клумбы.

В чем отличие фестиваля этого года от предыдущих? Из чего состоит нынешний «Культурный код»?

В 2021 году у нас прошло 2 больших фестиваля: в поселке городского типа Солнечнодольск и в Казани. В столице Татарстана было создано 7 монументальных работ. Кроме того, в Нижнем Новгороде появилась работа, посвященная Максиму Горькому и 800-летию города. В рамках арт-кластера «Таврида» был создан тематический мурал «Россия – страна возможностей» площадью 1,5 тысячи квадратных метров — самый большой на юге России.

Главный хэдлайнер этого года – фестиваль в Солнечнодольске. Там нам удалось собрать 62 художников и ассистентов из 16 стран мира. Творцы из России, США, Аргентины, Китая, Мексики и других стран создали беспрецедентное количество муралов для такой небольшой локации. Отмечу, что мы впервые реализуем такой проект в поселке городского типа. Проводятся и встречи с художниками, и мастер-классы: местные жители, прежде всего, дети, могут попробовать себя в качестве граффитчиков. Также в программу «Культурного кода» вошли и интеллектуальные игры и кулинарный фестиваль.

Как подбираются города, где художники создают муралы?

Мы провели большой конкурс среди регионов на право проведения фестивалей, а затем устроили народное голосование в социальных сетях среди номинантов шорт-листа. Большинство голосов в итоге было отдано за Солнечнодольск.

Отдельную благодарность за то, в каком формате проходил фестиваль, хочется выразить Правительству Ставропольского края и администрации Изобильненского городского округа – именно они предложили такое количество фасадов для работ.

Как проходит отбор художников?

У нас работает экспертный совет проекта «Культурный код», представители которого рекомендуют художников для участия в фестивале. Самое главное – наличие у художника собственного авторского стиля. Так что среди участников есть и начинающие, и известные мастера. Нельзя не упомянуть и ассистентов: многие работы не могли быть созданы без их участия.

Как принимаются решения по выбору эскизов?

Художники свободны в своих работах. Мы, организаторы, не задаем никаких рамок и, получая эскизы, стараемся взять на себя процедуру согласования с регионом и интегрировать эти работы в пространство, в котором работаем. Автор проекта Дмитрий Левочкин, со своей стороны, выстраивает итоговую композицию муралов в этой галерее современного искусства под открытым небом.

Как местные жители реагируют на появление объектов современного искусства в их городе?

Людям это нравится, работы очень хвалят! Более того, у жителей с художниками возникла своя связь. Например, жительница поселка испекла авторский торт с символикой фестиваля и подарила его художникам, многие солнечнодольцы заботились о гостях и приносили им малину, выпечку и даже теплую одежду.

Художники в долгу не остались. Например, HEF (прим. – райтер из США) помогал детям делать домашнее задание по рисованию, а Степа AIFO (прим. – художник из Израиля) создавал принты на одежде для гостей и участников фестиваля.

Такая дружба отразилась и на творчестве художников. По задумке нидерландца JanlsDeMan на фасаде одного из домов появился мурал с изображением книжной полки, но до последнего оставалось загадкой – какие именно книги расположатся на ней. Тогда жители предложили автору ознакомиться со своей домашней библиотекой – там художник и нашел вдохновение. Теперь книги жителей Солнечнодольска красуются на фасаде здания. JanlsDeMan не забыл и про наш сборник «100 муралов России» и «положил» его на одну из полок.

Проект вызвал большой интерес у школьников, многим ребятам хотелось попробовать свои силы в современном искусстве. Тогда исполнительный директор Российского движения школьников Ирина Плещева поддержала инициативу молодежи, и в результате, дети совместно с художниками фестиваля создали патриотический мурал с достопримечательностями нашей страны.

Задача фестиваля – не влюбить каждого жителя во все картины, а показать разнообразие и неповторимый почерк художников из разных стран, преобразовать облик поселка в целом. Каждый находит в этих работах что-то свое: кому-то нравятся более традиционные вещи, кому-то – абстракция. Мы, со своей стороны, представляем весь спектр современного искусства.

Какие изменения, происходящие благодаря фестивалю, вы наблюдаете?

Начнем с того, что в Солнечнодольске около 55 высотных домов, муралы появились более чем на 60% фасадов. Каждая часть поселка получила свой неповторимый стиль, работы художников привнесли не только эстетические изменения, муралы также стали частью навигации поселка. Теперь местные жители встречаются «у «Аленки», «у 3D дома» или «около книжных полок». Несмотря на то, что фестиваль проходил более месяца, и за это время каждую работу солнечнодольцы могли увидеть несколько раз, их интерес не угасает, они продолжают гулять среди обновленных фасадов, фотографироваться и делиться любимыми работами в соцсетях.

В городе преобразились не только фасады домов, проведены большие работы по благоустройству, которые были организованы региональными и местными властями, а также партнерами проекта. Мы видим новую площадь города, фонтан, отремонтированные фасады, видим «заряженных» людей, которые хотят здесь жить и работать. Это самое главное!

Каковы ваши планы на следующий год?

Все зависит от городов. Мы открыты к разным предложениям, ждем их. Уверен, что спецпроектов станет еще больше.

Продолжите фразу «Культурный код» — это…

Это любовь. Ведь любовь — основа любого искусства.

Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля «Культурный код»