Комедия с Сашей Бортич и драма Ивана И. Твердовского — главные фильмы кинофестиваля «Зимний» | Кино | Time Out

Комедия с Сашей Бортич и драма Ивана И. Твердовского — главные фильмы кинофестиваля «Зимний»

Вера Аленушкина   8 декабря 2023
5 мин
Комедия с Сашей Бортич и драма Ивана И. Твердовского — главные фильмы кинофестиваля «Зимний»
В оформлении статьи использованы кадры из фильмов
В Москве подвели итоги второго открытого российского фестиваля авторского кино «Зимний». Рассказываем о пяти фильмах смотра, которые стоит ждать в прокате.

«Панические атаки», реж. Иван И. Твердовский 

Награды на фестивале «Зимний»: Гран-При, Приз «За лучшую мужскую роль» (Сергей Двойников) 

В маленьком пограничном городке Никель нечего делать: здесь есть только жуткая экология, шаманки и караоке-будки на улицах. Поэтому парни и девушки постоянно пытаются сбежать в соседнюю Норвегию — там и воздух чище, и люди светлее. Удается, правда, не всем. Но юная Вика не боится трудностей. Она готова буквально на все, даже на сделку с дьяволом, лишь бы навсегда забыть про родное захолустье, где ее преследуют панические атаки. 

«Панические атаки» Ивана И. Твердовского — самый цельный фильм фестиваля. Однако, по словам режиссера, он дался ему нелегко: из всех работ Твердовского (а он снял 7 игровых и 11 документальных) именно «Панические атаки» оказалась наиболее сложной. В ленте автор пытается вглядеться в симпатичную девчонку, которая столкнулась с недетскими проблемами и решилась на жуткий поступок, чтобы из них вырваться. 


«Тимир», реж. Николай Корякин (Айдын Ате)

Награды на фестивале «Зимний»: приз «За лучшую режиссуру»

Школьника Тимира поставили перед выбором: отправиться или в детский дом, или к отцу в деревню. Пьянчугу-отца парень никогда не видел и знакомиться с ним не хотел, но сиротский приют интересовал его еще меньше, поэтому пришлось отправиться к папе. Там, к счастью, мальчику удалось подружиться с местным приведением, которое помогло ему найти общий язык с нерадивым родителем и диковатыми одноклассниками, не спешившими принимать в свои ряды новичка. 

В последние годы ни один уважающий себя отечественный кинофестиваль не обходится без якутских фильмов. «Зимний» не стал исключением. «Тимир» — игровой дебют Николая Корякина (он же Айдын Ате), работавшего помощником у пионера якутского кино Дмитрия Давыдова. Корякин снял милое семейное кино — яркое, смешное и без особых изысков, которое не может похвастаться психологическими нюансами, но вполне способно занять школьников младших классов и их родителей на пару часов.


«Танцуй, Селедка!», реж. Александра Лупашко

Награды на фестивале «Зимний»: приз «За лучший сценарий»

«За жизнь при жизни надо базарить», — считает красавица-москвичка Жанна, и с этим трудно поспорить. Однако ее отец, которого она не видела 20 лет, эту заповедь не побоялся нарушить. Как только Жанна прилетела на его похороны, папенька внезапно воскрес и начал выяснять отношения. 

«Танцуй, Селедка!» снималась по одноименной пьесе Татьяны Загдай, и эта театральность в фильме чувствуется: минимальное количество задействованных актеров и локаций, почти нет экшена, удлиненные сцены. Но у картины есть одна большая проблема: она предлагает умиляться истории родителя, который когда-то записал для десятилетней дочери трогательную кассету, после чего исчез на четверть века, не помогая семье с брошенным ребенком, не платя алиментов и даже не присылая открытки на Новый год. Насколько близок такой подход, решать каждому отдельно. Как бы то ни было, каст в фильме отличный: пара Бортич — Майков органична и заразительна. 


«110», реж. Илья Михеев 

Награды на фестивале «Зимний»: приз «За визуальное решение», приз «За главную женскую роль» (Полина Цыганова)

В жизнь шестнадцатилетней Алисы прокралась беда — ее одноклассница покончила с собой. Полиция не горит желанием возиться с этим делом: статья 110 — «Доведение до самоубийства» — считается неудобной. Но Алиса знает, что за этим суицидом стоят вполне конкретные люди, только говорить об этом она то ли не хочет, то ли не может. Девочка замыкается в себе. Мать Алисы, опытный адвокат, пытается понять, какие кошмары раздирают на части внутренний мир ее дочери. 

Дебютный проект Ильи Михеева поднимает тему подросткового буллинга, все чаще становящегося причиной больших трагедий. Также фильм интересен уникальной стилистикой — режиссер уделяет особое внимание построению кадра — и актерской работой дочери Евгений Цыганова, Полины, получившей приз за лучшую женскую роль.


«Сломя голову», реж. Евгений Григорьев

Андрей — преподаватель античной литературы — не умеет махать кулаками. Он вообще мало на что способен: от шумных соседей шарахается, с женой не спорит, со студентами предпочитает на связываться. Но внезапно его начинают подозревать в ограблении банка. В гости к Андрею заходит начальник службы безопасности и ужасается мягкотелости клиента, решая превратить его в «настоящего мужика». Эксперимент удается на славу: вскоре профессор с легкостью отнимает телефоны у зазевавшихся школьников, храбро требует у начальства повышения зарплаты и — о ужас! — даже заводит любовницу. 

«Сломя голову» снимался по сценарию Саввы Минаева («За час до рассвета», «Сансара», «СМЕРШ»), который подарил фильму остроумные и динамичные диалоги. Интерес к картине подогревает и отлично подобранный каст: Егор Корешков, Рома Зверь, Надежда Михалкова и Владимир Битоков (это актерский дебют режиссера). Правда, есть вопросы к морали: неужели для того, чтобы стать «настоящим мужиком», нужно обязательно знакомиться со своим темным «я»?