Как появились две главные телебашни Москвы | Город | Time Out

Как появились две главные телебашни Москвы

Карина Мелкумян   21 ноября 2023
7 мин
Как появились две главные телебашни Москвы
21 ноября во всем мире отмечают День телевидения. В Москве регулярное телевещание началось 85 лет назад из телецентра на Шаболовке. Рассказываем, как строили Шуховскую и Останкинскую телебашни и почему с карты города исчезла улица Телевидения.

Гиперболоид инженера Шухова

Приказ о строительстве башни на Шаболовке в 1919 году подписал Владимир Ленин. Новая власть нуждалась в мощном радиотрансляторе, который передавал бы информационные сводки и бодрые пролетарские марши. В результате заказ получила «Строительная контора» инженера Владимира Шухова.

Шухов был из тех изобретателей, которые могли разглядеть конструкцию здания в строении плетеной корзины и генерировать идеи даже во время поездок на велосипеде. К началу 1920-х его уже хорошо знали по первому в России нефтепроводу и гиперболоидным башням, которые он начал строить еще в 1896 году. Но самой его известной работой стала башня на Шаболовке в форме плавно сужающегося конуса.  

«В двух словах гиперболоид можно описать как сложную сетчатую конструкцию из тонких прямых стержней. Несмотря на внешнюю хрупкость, они очень эффективно распределяют нагрузку, как, например, кости скелета — и это придает всему каркасу большую устойчивость. Что немаловажно, такая конструкция позволяет существенно экономить металл».

Андрей Тутушкин, москвовед, экскурсовод «Москва глазами инженера»

Шухов планировал строить сооружение высотой в 350 метров — на 45 метров выше Эйфелевой башни и при этом на 5 100 тонн легче — за счет гиперболоидной конструкции, но из-за жесткой экономии высоту пришлось уменьшить до 148,5 метра, а вес — до рекордно низких 240 тонн. 

«Башня состоит из шести сужающихся секций высотой по 25 метров каждая. Как строили верхние части? Ведь сто лет назад в стране не только не хватало металла, но и не было кранов для подъема конструкций на большую высоту. Здесь Шухову снова пришлось искать решение из ничего: он изобрел телескопический принцип монтажа. Каждую новую секцию, начиная со второй, собирали внутри уже построенных, прямо на земле, а затем с помощью тросов и лебедок поднимали наверх. Поскольку новые части были меньше предыдущих в диаметре, они свободно проходили сквозь них, как выдвижные детали телескопа».

Андрей Тутушкин, москвовед, экскурсовод «Москва глазами инженера»

Арт-объект, полученный из формул

Первое радиовещание с Шаболовки состоялось 19 марта 1922 года. К концу 1930-х гиперболоид инженера Шухова уже стал символом радиовещания и главной телебашней Москвы, сохраняя этот статус до строительства Останкинской башни. Во всем мире его признали архитектурным чудом и считали символом конструктивизма новой Москвы. При этом сами конструктивисты не причисляли башню к арт-объектам, да и Шухов архитектором никогда не был. 

«Шухова часто называют архитектором, но он был инженером, получившим образование в Императорском Московском техническом училище (сейчас — МГТУ им. Баумана) и создававшим промышленные объекты. Работая над башней, Шухов исходил не из визуального образа и проектирования пространства, как это делал бы архитектор. В его рабочих тетрадях нет зарисовок — только формулы с расчетами.

Он решал классическую для инженеров того времени задачу: создать максимально легкие (из соображений экономии) и в то же время прочные и устойчивые конструкции. Но, когда башня появилась, она, конечно, стала феноменом, в частности художественным. По сути это было футуристическое произведение из металла и воздуха, и это не могли не оценить. Если резюмировать, Шухов — инженер, чьи произведения могут быть интерпретированы как архитектурное высказывание».

Елена Власова, старший научный сотрудник Музея архитектуры имени Щусева

Шуховская башня стала центром новой архитектуры на Шаболовке. В 1926 году напротив нее началось строительство первого в Москве дома-коммуны, а затем — Хавско-Шаболовского жилмассива в стиле рационализма. 

Со временем коррозия и ржавчина стали разрушать металлические конструкции башни. В 2002 году вход к ней ограничили, пуская на территорию лишь редкие экскурсии, а затем полностью закрыли. 

«В 2016 году внутри башни установили поддерживающие опоры, которые взяли на себя нагрузку и кардинально изменили ее внешний вид. То, что мы видим сегодня, — это сильно искаженная картина: башня утратила прозрачность, легкость и ажурность». 

Елена Власова, старший научный сотрудник Музея архитектуры имени Щусева

Исчезнувшая улица на Юго-Западе

Останкинскую башню планировали строить, по предложению Никиты Хрущева, в 10-м микрорайоне Черемушек, поэтому в 1958 году здесь появилась улица Телевидения. Вскоре выяснилось, что местный грунт не подходит для такой масштабной стройки — башню решили возводить в Останкино, а несостоявшейся улице Телевидения в 1971-м присвоили имя политического деятеля Шверника.

«В Останкино на месте башни должна была появиться открытая площадка для демонстрации строительной техники — подъемных кранов, экскаваторов. Но планы изменились. По задумке Останкинская башня должна была не только демонстрировать техническое совершенство, но и стать символом страны. В конкурсе участвовали многие известные архитекторы: одним из фаворитов был Михаил Минкус, который спроектировал здание МИДа на Смоленской-Сенной площади».

Денис Ромодин, старший научный сотрудник Музея Москвы

Большинство конкурсантов склонялись к более-менее типовым конструкциям из металла, но в 1958 году инженер Николай Никитин представил проект башни из напряженного железобетона высотой в полкилометра. При этом глубина фундамента должна была составить всего 4,6 метра. За проект пришлось побороться, но в начале 1960-х строительство началось. 

«Первоначально планировалось, что башня будет стоять на трех “ногах”. Затем Никитин проконсультировался с немецким коллегой, инженером Фрицем Леонхардтом, который строил телебашню в Штутгарте, и количество опор было решено увеличить до десяти. По итогу опора, которая по задумке должна была выглядеть как перевернутая рюмочка, превратилась в устойчивую перевернутую чашу».

Денис Ромодин, старший научный сотрудник Музея Москвы

Прочнее бетона

Строительство началось в 1963-м и формально завершилось в 1967-м, к юбилею Советской власти, но еще какое-то время башню достраивали. Ее вес вместе с фундаментом составил 87 тысяч тонн. На сооружение потребовалось рекордное количество железобетона, поэтому прямо рядом со строительной площадкой возвели завод по производству так называемого вечного бетона, у которого показатели прочности, морозостойкости и водонепроницаемости выше обычного. Этот особый состав по заказу Никитина разработал ученый Борис Тринкер. 

Продуманная конструкция и железобетон обеспечили невероятную устойчивость башне, позволив ей выстоять во время двухдневного пожара в августе 2000 года.

«Проект башни допускает отклонение верхушки от вертикального положения на 12-14 метров. До сих пор рекордное отклонение фиксировали во время урагана в июне 1998 года — оно составило около шести метров. Высота самой постройки — 533 метра, но, поскольку изначально была цель создать самое высокое здание в мире, к ней дополнительно приделали флагшток высотой чуть больше семи метров».

Андрей Тутушкин, москвовед, экскурсовод «Москва глазами инженера»

В 1969 году на высоте примерно 340 метров открылись смотровая площадка и вращающийся ресторан, который мог получить название «Вперед к Победе» или «Слава Советам», но в результате стал «Седьмым небом». 

Останкинская башня, как и планировалось, побила рекорд и стала самой высокой в мире, уступив статус в 1976-м 553-метровой телебашне Си-Эн Тауэр в Торонто. Но главное — она стала одним из самых узнаваемых символов города. 

«Все башни, которые возводились тогда в Европе, были довольно стандартными — ну что еще можно придумать с такими сооружениями? Но Останкинская оказалась нетипичной. И в этом, в том числе, заслуга ее архитектора — Дмитрия Бурдина, чье имя часто остается в тени. Облик башни — объемная чаша внизу и чередование цилиндров разного объема вдоль основной оси — именно его работа, и этот силуэт не перепутаешь ни с чем».

Денис Ромодин, старший научный сотрудник Музея Москвы

Фото: Getty Images, Unsplash, Pexels, архивы пресс-служб