Гуляем по Москве: Замоскворечье и его достопримечательности | Город | Time Out
Город

Гуляем по Москве: Замоскворечье и его достопримечательности

Ксения Попова 14 июля 2021
8 мин
Гуляем по Москве: Замоскворечье и его достопримечательности
Фото: Depositphotos

Замоскворечье — один из старейших районов Москвы. Его название говорит само за себя: земли, лежащие за Москвой-рекой. Некогда район считался предместьем столицы, сегодня — центром, местом притяжения любителей старой Москвы. Time Out рассказывает, когда Замоскворечье называли Стрелецким городом, причем здесь драматург Островский и как поменялась локация с ремесленных и купеческих времен до наших дней.


Замоскворечье лежит в излучине Москвы-реки. Границы района на севере проходят по улицам Большая Ордынка и Балчуг, на юге — по Серпуховской площади, Космодамианской и Раушской набережным. Москва-река отделяет Замоскворечье от более древних частей Москвы — Кремля и Китай-города.

Храм святого Николая Чудотворца в Заяицком. Фото: wikimedia

Как возникло Замоскворечье

Первые упоминания о Замоскворечье относятся к XIV веку. Тогда район за Москвой-рекой называли Заречьем. Земли долгое время были слабо заселены и считались московским предместьем. Добраться из Заречья в центр, то есть в Кремль, в те времена можно было только по деревянным мостам, а переправы быстро разрушались. Часто причиной разрушения становились наводнения. О частых затоплениях сегодня напоминают названия улиц и площадей Замоскворечья.

Во время проливных дождей или таяния снега нынешняя Болотная площадь и набережная затоплялись, местность превращалась в болото. Название улицы Балчуг и одноименной гостиницы происходит от тюркского «балчык» — «глина», «грязь», «болото».

В период татаро-монгольского ига в Замоскворечье стали селиться ордынцы и татары.

В Китае татарами называли не только племена, кочующие вдоль северной границы страны, но и кочевников, живших севернее татар, в том числе монголов. В китайском языке слово «татары» соответство­вало европейскому понятию «варвары». Современные татары не имеют прямого отношения к тем, которые были упомянуты в китайских средневековых текстах — на тюркские племена перешло название их завоевателей.

Так, в Замоскворечье появляется Татарская слобода. Иноземцы занимались сбором дани, которая отправлялась по дороге в Золотую Орду, современная Большая татарская улица — это ее часть. Жители слободы создавали ремесленные слободы, которые обслуживали сборщиков дани.

С ослаблением Золотой Орды в Замоскворечье разбивают сады — сначала княжеские, а позже царские. Здесь появляются огороды, луга и пахотные поля.

А.В. Ложкин «Весна в Замоскворечье», 1911 год

Во времена Ивана Грозного Заречье заселяют стрельцы, которые защищают рубежи города от набегов с юга. В XVII веке появляются каменные укрепления и район входит в состав Москвы. К этому времени Заречье уже заселено стрельцами, ремесленниками и мастеровыми.

Замоскворецкие слободы

А. Васнецов «Стрелецкая Слобода», 1897 год

В Заречье было много стрелецких слобод, в честь которых начали называть район — Стрелецкой слободой или городом. В Овчинной слободе жили овчинники — они доставляли шерсть к царскому двору. Рядом располагались Садовые слободы, где жили Государевы садовники.

Московские огненные слободы обычно располагались за реками. Гончарная слобода лежала в Заяузье, Новая Кузнецкая — в Замоскворечье. В Толмачевской слободе поселились толмачи — устные переводчики, на современной Кадашевской набережной — ткачи. При первом Романове — Михаиле Федоровиче — Кадашевская слобода стала «государевой хамовной» (слово «хаман» означает бумажное полотно). Отныне ткачи поставляли полотно ко двору. Слобода же получила особый статус: ее жители не облагались налогами и получали послабления — например, судебные.

«Очень богатая слобода Кадашево на той стороне Москвы-реки, против Кремля, потому и богатела, что занималась только, с большими льготами, хамовным делом — изготовлением про государев обиход так называемой белой казны, то есть полотен, скатертей», пишет историк Забелин о Кадашевской слободе.

Замоскворечье купеческое

После бунта в XVII веке стрелецкие полки были распущены. Мятежников казнили или расформировали по разным действующим частям, Стрелецкая слобода прекратила существование. С переносом столицы в Санкт-Петербург при Петре I начали беднеть и ремесленные слободы.

Постепенно землями за Москвой-рекой стали владеть купцы. Так Замоскворечье стало купеческим. Здесь сформировался неспешный, патриархальный уклад жизни, в отличие от дворянской Москвы на противоположном берегу. Драматург Александр Островский, уроженец Замоскворечья, называл район целой страной и воссоздал его образы в пьесах и очерках.

Литография Бануа и Обрюна, середина XIX века. Фото: wikimedia

Александр Николаевич Островский родился в Замоскворечье в 1823 году и вырос там же. Его отец занимался частной судебной практикой. В судебных учреждениях получил жизненный опыт и материал для будущих произведений и Островский. В Замоскворечье, на Малой Ордынке, есть его дом-музей. В экспозиции представлены комнаты семьи и вещи драматурга. Сейчас филиал музея временно закрыт на реконструкцию.

Замоскворечье в те времена отличали не только купцы с длинными бородами и взбалмошные купчихи, но и самые разные слухи.

«Таинственность, как туман, расстилалась над Замоскворечьем; сквозь этот туман, правда, доносились до нас кое-какие слухи об этом Замоскворечье, но они так сбивчивы, неясны и, можно сказать, неправдоподобны, что ни один еще благомыслящий человек не мог из них составить себе сколько-нибудь удовлетворительного понятия о Замоскворечье», — пишет Островский в «Записках замоскворецкого жителя».

То дом за Москвой-рекой каменный выстроят и каменным забором обнесут, а кто — неизвестно. То о Болвановке заговорят, где стоит «татарский бог», и дома в том месте не продаются, да и самим хозяевам в них жить жутковато. То весть про нескончаемые улицы разнесут.

«Что мудреного, батюшка, я как-то ездила в Царицыно, так проезжала это Замоскворечье — ехали, ехали, и конца ему нет!» — говорит одна дама из «Записок замоскворецкого жителя».

Время перемен

Суконная фабрика Бахрушиных в Кожевниках, конец XIX века. Фото: wikimedia

Уклад купеческой жизни меняется к концу XIX века. Косность и онемелость сменяются инициативностью и предприимчивостью. Появляются крупные предприниматели и меценаты. История Замоскворечья конца века связана с Демидовыми, Третьяковыми, Бахрушиными, Морозовыми, Рябушинскими.

Большие изменения ждали район в XX веке по Генеральному плану 1935 года. В Замоскворечье хотели проложить продолжение Бульварного кольца — «Парковое кольцо». Однако задуманное не было полностью осуществлено. Уже в 1972 году исторические части Замоскворечья были внесены в заповедную зону. Сегодня, несмотря на то что в усадьбы и купеческие домики вклиниваются советские постройки и дома 2000-х годов, Замоскворечье сохраняет уют и атмосферу прошедших веков.


Time Out предлагает посетить 5 характерных и неочевидных мест района, которые откроют для вас Замоскворечье или же влюбят в него вновь.

Фото: сообщество музея ВКонтакте

Театральный музей имени А.А. Бахрушина

Адрес: ул. Бахрушина, 31/12

Театральный музей был основан в 1894 году известным московским промышленником и меценатом Алексеем Бахрушиным. По вечерам после работы на семейном предприятии (Бахрушины занимались кожевенным и суконным производством) молодой Алексей Александрович шел смотреть представление. Особое предпочтение он отдавал Малому театру.

История музея начинается с пари. Бахрушин должен был за месяц собрать театральную коллекцию не хуже, чем у некого Куприянова — коллекционера театральных афиш, программок и фотографий актеров. Бахрушин вышел победителем, а его находки стали первыми экспонатами в литературно-театральном музее.

Сегодня в фондах музея более 1,5 млн экспонатов. Это и костюмы, и декорации, и афиши спектаклей, и предметы декоративно-прикладного искусства. Помимо выставок, в музее проходят встречи с артистами и творческие вечера.


Покровский храм. Фото: wikimedia

Марфо-Мариинская обитель

Адрес: ул. Большая Ордынка, д. 34

Марфо-Мариинская обитель была основана женой погибшего генерал-губернатора Москвы Елизаветой Федоровной в 1909 году. Обитель была учреждением особым. Это был не совсем монастырь — сестрами могли стать вдовы и девицы в возрасте от 21 до 40 лет.

Женщины, жившие в Обители, приносили обеты целомудрия и послушания, но, в отличие от монахинь, по истечении определенного срока могли уйти из Обители и создать семью.

В 1911 году в Обители была открыта больница для бедных женщин и детей, амбулатория с выдачей лекарств, трудовой приют для девочек, воскресная школа для взрослых женщин, бесплатные библиотека и столовая. А центром обители стал белоснежный Покровский храм.


Фото: сайт галереи

Третьяковская галерея

Адрес: Лаврушинский пер., 10

Сегодня Третьяковская галерея — главный музей национального искусства России, но так было не всегда. Все началось с личной коллекции Павла Третьякова. В 1851 году семья купила дом в Лаврушинском переулке, который впоследствии стал основным зданием галереи.

Павел Михайлович начал активно собирать коллекцию. В галерее появились работы Якоби, Клодта, Максимова и Шишкина. В конце 1860-х коллекция Третьякова пополнилась портретами Достоевского, Даля, Тургенева, написанными Перовым, и портретами Толстого, Салтыкова-Щедрина, Аксакова и Некрасова кисти Крамского.

Немногим позже, в 1870-е, в галерее появляются работы художников-передвижников. Коллекция братьев Третьяковых была передана в дар Москве в 1892 году.

Сегодня в Третьяковской галерее можно посетить выставки «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», «Татьяна Маврина. Ода к радости». До 18 июля открыта выставка «Александр Бенуа и его “Мир искусства”».


Трамвайный маршрут 39

Пешие прогулки можно разбавить поездкой на трамвае. Особенно в жаркие летние дни, когда есть возможность выбраться в город в будни.

Трамвай № 39 отходит от остановки «Чистые пруды» и следует до метро «Университет». Если вы хотите устроить экскурсию по Замоскворечью, то отправляйтесь от «Чистых прудов» до «Павелецкой». А как выйдете из трамвая, прогуляйтесь по улицам и изучите деревянные домики, которые не разглядели из окон транспорта.


Дом писателей

Адрес: Лаврушинский пер., 17

Довоенное девятиэтажное здание расположилось между Ордынкой и Третьяковской галереей. Дом построен по проекту архитектора Николаева в духе сталинского ампира.

В архитектуре также читаются классические и конструктивистские черты. В каждой квартире должны были быть телефон, ванная, отдельная комната для домработницы, газовая плита и холодильник.

В этом доме получили квартиры Борис Пастернак, Илья Эренбург, Агния Барто, Илья Ильф и Евгений Петров, Константин Паустовский, Михаил Пришвин, Вениамин Каверин и Юрий Олеша.