Звездные дети звезд | Театр | Time Out

Звездные дети звезд

Елена Груева и Светлана Полякова   23 марта 2010
7 мин
Звездные дети звезд
Райкина, Погребничко, Лазарева и Ефремов-мл.мл. не позорят своих родителей и дедов.

Актерские династии существовали всегда. Только в советское время появилось дурацкое предубеждение, что родительская протекция — это стыдно. Знаменитая фамилия — повод для придирчивого сравнения. Уж кому, как не актерским детям, знать об этом. И все же они, как рыбы на нерест, рвутся в театр. И что бы вы думали, попадаются очень даже талантливые отпрыски.

ПОЛИНА РАЙКИНА


Москвичка. В 2007-м окончила училище им. Щукина, курс П. Е. Любимцева. Работает в Театре им. К. С. Станиславского, где занята в пяти спектаклях. 2 роли в «Сатириконе»: Смеральдина, «Синее чудовище», и Юлинька, «Доходное место».

Она на сцене появилась как метеорит — ураганный темперамент. «В папу» — сразу признали. Она и карьеру свою строит, как папа, стараясь быть совершенно независимой и самостоятельной.

ДЕД

Аркадий Райкин, актер, режиссер. Создатель Ленинградского театра миниатюр.

ОТЕЦ

Константин Райкин, актер, режиссер. Создатель театра «Сатирикон»

«Родители говорили: делай что хочешь. Они всегда меня воспитывали так, что все важные решения в жизни я принимала сама. Я поступала в Школу-студию МХАТ, хотела попасть к Роману Козаку. Но он меня не взял. А дальше у меня был выбор между ГИТИСом (где был актерский курс Морозова и режиссерский курс Захарова) и «Щукой», где набирал курс Любимцев. Я выбрала Павла Евгеньевича, и это было правильно. В профессии я скорее продолжатель, чем отрицатель. Потому что во мне так много папы! То, что он делает, мне так близко! И вкусы в искусстве у нас никогда не расходятся. Мне вообще не кажется, что есть разница поколений.
И среди взрослых актеров есть такие, которые чувствуют время и по-настоящему существуют в профессии. И среди молодых есть те, которые быстро превращаются непонятно в кого, а есть другие, которые пытаются хранить то, ради чего мы этим занимаемся. В «Сатирикон» не пошла работать, потому что там работает мой папа. У меня с ним заключен договор на два спектакля, готова заключать новые. Я согласна на всякие деловые, партнерские отношения с ним. Но к нему под крыло не хочется. Хочется самой чего-то делать. Везде. Я вообще болезненно самостоятельна».

МАРИЯ ПОГРЕБНИЧКО


Москвичка. В 2008 году окончила Театральное училище им. Щукина, курс Ю. Н. Погребничко. В труппе театра «ОКОЛО дома Ста ниславского» начала работать до окончания училища. Занята в 11 спектаклях.

Она за пару сезонов стала настолько органичной и неотъемлемой частью спектаклей театра «ОКОЛО», что кажется, будто она была здесь всегда.

ОТЕЦ

Юрий Погребничко, создатель и художественный руководитель театра «ОКОЛО дома Станиславского»

МАТЬ

Лилия Загорская, ведущая актриса и режиссер театра «ОКОЛО дома Станиславского»

«Родители никак не влияли — как хочешь, так и поступай. До этого я подумывала стать зубным врачом, но серьезных устремлений не было. Я не могу точно сказать, что было бы, если бы у меня не было бы такого папы, нравился ли бы мне такой театр или нет — я действительно выросла в этом. Когда хожу в другие места, многое мне не нравится. Играют каких-то неживых людей. Я абсолютно довольна тем, где я есть.
Пока у меня нет ощущения ступора, все время есть движение — для меня, по крайней мере. Постоянно что-то происходит. Мне нравится, что в театре «ОКОЛО» не просто надо что-то сыграть, а идет работа «для чего все это делается». Бессмысленно выходить, чтобы тебе похлопали. В этом театре сам растешь внутренне, как человек. Похвалы родителей вызывают во мне чувство недоверия. Не до конца понимаю, правду ли они говорят».

НИКИТА ЕФРЕМОВ


Москвич. В 2009-м окончил Школу-студию МХАТ (курс К. А. Райкина), в том же году принят в труппу театра «Современник». Один ввод, одна премьера — Кольб, «Хорошенькая». Лауреат премии «Золотой лист-2009» в номинации «Лучшая мужская роль» за роль Чацкого в дипломном спектакле «Горе от ума».

О том, что у династии Ефремовых растет достойное продолжение, начали говорить чуть ли не с первого года его учебы. Дебют Никиты в «Современнике» в пьесе начала прошлого века «Хорошенькая» и на дебют-то не очень похож — зрелая классная работа. Но со всех сторон так в уши и лезет: голос — точно папин, а манеры — вылитый дед. В театр ходил нечасто, учился в математической школе.

«Я не видел такого человека, который в 16—17 лет точно знает, чем бы он хотел заниматься. Никто меня особо не отговаривал. Отец и бабушка предупреждали, что это — тяжелый путь. Так и оказалось. Но эта сложность приятная. Это не сложность. Это — способ восприятия мира. Поступал в несколько мест, даже не помню, брали меня кудалибо еще, но цель была — поступить именно на курс Райкина. Константин Аркадьевич — не тот человек, на которого может оказывать влияние фамилия. Поскольку он сам человек с фамилией. И был когда-то в такой же ситуации.
Театр — один из способов сохранить свою внутреннюю честность. По отношению хотя бы к данной профессии. Я меняюсь не в сторону того, что я больше начинаю понимать, а в сторону увеличения количества вопросов. Театр — это же не только профессия и работа, это такой способ существования в жизни. При помощи которого ты выбираешь, через какую призму ты будешь смотреть на этот мир.
Театр все равно черпает вдохновение в жизни. Меняется жизнь — меняется театр. У меня сейчас настолько много работы, что мечтать о чем-то пока рано. Выпустил “Хорошенькую”, потом будет ввод в “Вишневый сад”. В кино идут какие-то пробы. Не всегда на них хватает времени. Сейчас в моей жизни большую роль играет театр. Гамлета вот хотел бы сыграть, но сейчас мне рановато. Да и произведение это сейчас не выражает того, что я бы хотел выразить. Или я пока не вижу способов через эту роль выразить то, что я чувствую»

ДЕД

Олег Ефремов, актер, режиссер, создатель театра «Современник»

БАБУШКА

Алла Покровская, актриса МХТ им. А. П. Чехова

ОТЕЦ

МИХАИЛ ЕФРЕМОВ
Актер, режиссер. Отлично понимает положение, в котором оказался сейчас его сын. Вспоминая свое общение с отцом, я думаю, что невмешательство в данном случае — лучше всего. В этом моя педагогика. Потому что в молодые годы надо прежде всего понять, что такое свобода и как с ней обращаться. Эти вещи мне говорил мой папа, я эти вещи повторяю и Никите, и его младшему брату Николаше, который учится на первом курсе РАТИ. Если Никите понадобится мой совет, не сомневаюсь в том, он меня спросит.

Фамилия вам мешала или помогала?
Вы поймите: на эти вопросы я отвечал с детства! Я не могу сказать, легко или тяжело быть сыном, потому что я не-сыном, как и мои дети, никогда не был.

Была какая-то дополнительная зависимость от того, что вы сын?
Естественно. Больше ответственность.

Михаил, а есть у вас ощущение, что ваши сыновья принадлежат к принципиально другому поколению?
Я очень не люблю делить людей на поколения. В каждом возрасте все есть — и хорошие, и плохие, и всякие. Как-то на них повлияют, наверное, такие великие открытия, как интернет. Актеры не меняются. Мне вообще не кажется, что человек меняется.

ПОЛИНА ЛАЗАРЕВА


Москвичка. Выпускница 2010 года мастерской Кудряшова (РАТИ/ГИТИС). Занята в 3 дипломных спектаклях.

Глаз от нее на сцене оторвать невозможно, особенно от глаз. Живая, непосредственная, чуткая. Но пока не ясен диапазон.

ДЕД

Александр Лазарев-ст., актер Театра им.Вл. Маяковского

БАБУШКА

Светлана Немоляева, актриса Театра им.Вл. Маяковского

ОТЕЦ

Александр Лазарев-мл., актер театра «Ленком»

«Поступала в Школу-студию МХАТ и Щепку. Но решила пойти к Кудряшову, потому что понравилась атмосфера. И эта мастерская — с музыкальным клоном. А я с детства увлекаюсь музыкой. Папа хотел, чтобы я продолжала петь. Мне моя фамилия не настолько болезненно мешает, как папе. Он очень переживал, пока сам не добился чего-то. И у меня есть мечта фантастическая — я бы хотела сняться в немом кино. Этот жанр создан специально для меня. Я ужасно тараторю и не могу с собой справиться»