На языке тела | Арт | Time Out

На языке тела

Екатерина Сумина   29 января 2010
13 мин
На языке тела
Выставочная галерея «Аврора Крейсер» представила новый скандальный проект.

Всю красоту человеческого тела отражают работы, выполненные фотохудожниками Максом Андресом (Москва) и  (Омск).

Это первая совместная работа авторов. Макс Андрес, член фотохудожников России и ученик Едыге Ниязова. Обнаженная натура для него — это прежде всего материал. В его работах человеческое тело являет собой чаще комичное, продиктованное исключительно культурными предрассудками, выхваченное из шумной жизни объективом мастера. (актриса Омского драматического лицейского театра) пришла в фотографию лишь два года назад и сразу загорелась идеей создания чего-то нового. Наталья уже не раз становилась участницей многих международных фотопроектов. В ее работах модели обладают совершенными телами, но их обнажение порождает драматическую конфликтность с окружающей предметностью. Это и притягивает.

«Из жизни тела» — именно так называется экспозиция. И это не случайно, ведь у тела свой язык — язык чувств, который понятен человеку вне зависимости от его статуса, нации и положения в обществе. Два взгляда на эстетику тела, два типа художественного осмысления «темы телесности» в современной российской культуре. На выставке зрители увидят более 70 черно-белых и цветных работ.

Закрытие выставки состоится 14 февраля. Причем по условиям, выдвинутым организаторами, с собой необходимо принести гелиевый шарик. Уникальность всей церемонии в том, что нижнее белье, принесенное зрителями на открытие и развешанное в холле галереи, будет привязываться к шарикам и под общее ликование отправляться в небо.

Познать язык человеческого тела омичи смогут, посетив галерею «Аврора Крейсер», которая расположена по адресу ул. 10 лет Октября, 193, галерея (ост. «25-я Линия»).

Экспозиция открыта ежедневно с 27 января по 14 февраля с 14:00 до 19:00 часов (вход свободный)

Наталья, в фотографию вы пришли два года назад, что подтолкнуло, может быть, работа в театре?

— Конечно. Как говорят: «Талантливый человек талантлив во всем» (смеется), но мне кажется, здесь первостепенную роль сыграла генетика, поскольку папа у меня художник и он влиял на мое художественное воспитание. Я отучилась в художественной школе, кроме этого, в процессе моего обучения он неоднократно брал меня с собой на пленэры. Предрасположенность у меня была с детства, но я не любила рисовать, видимо, поэтому я и увлеклась фотографией.

С каким аппаратом начинали свое искусство? Оставили ли на память для работы какой-нибудь фотоаппарат, к примеру, старенький ФЭД?

— Они лежат. У меня есть и «Зенит» и ФЭД, но у меня до них никак руки не доходят. (Смеется.) Поэтому я фотографирую сейчас на пленочный Canon. У меня есть и цифровой, но я больше люблю пленку. Опыт показывает, что художественная фотография на пленке смотрится гораздо лучше, чем в цифровом исполнении.

О чем говорит черно-белая фотография, а о чем цветная? Что вы, как фотограф, стремитесь показать в своей работе, когда один и тот же кадр создаете в цветном и черно-белом исполнении?

— Значит, цвет был не нужен. Человеческое тело я вообще люблю больше снимать на ч/б. Такие фотографии подчеркивают графику, четкость линий и контрастность. У меня есть работы, сюрреалистические, построенные на геометрии, где больше каких-то изломов и изгибов, световое решение, контрастность…там только ч/б. Там же, где красивый фон, где сочетание бликов тела, то в этом случае уместен цвет.

То есть вы заранее предугадываете, какой будет в итоге фотография, цветная или черно-белая, или же ориентируетесь на месте съемки?

— Пленка дело тонкое. (Улыбается.) Если ты подзарядил ч/б, то там уже тридцать шесть кадров будь добр отщелкай. Я подбираю натуру под пленку, а не наоборот.

А не было желания перейти с пленки на цифру?

— Нет. Я, конечно, снимаю на цифру, но крайне редко. Это как смотреть старые фильмы.

Почему именно стиль ню?

— А все очень просто. (Смеется.) Когда я училась в фотошколе, то Василий Мельниченко проводил курсы ню, как жанра, в течение трех месяцев. У меня просто не было выбора. А потом, когда курс прошел, я поняла, что мне интересен именно этот жанр фотоискусства. Вот и все.

А о чем говорит человеческое тело?

— Работая в жанре ню, я поняла, что для меня тело вторично, как плоть. Прежде всего, я фотографирую человека. И если мы с человеком, что называется, не на одной волне, то я с ним просто не работаю. Героями моих работ, которые представлены на выставке, стали мои знакомые, и было проще, ведь в данном случае вопрос доверия стоял на втором плане, они мне полностью доверяли. А вот когда я была в Таиланде, то работала с девушкой, которую практически не знала, и ушло не меньше недели, пока мы заговорили «на одном языке».

С кем из моделей комфортнее работать, с женщинами или, наоборот, с мужчинами?

— А без разницы. Но с женщинами, конечно, проще. Все дело в том, что в женском теле больше изгибов, но мужчины в то же время более графичны. С ними приходится поломать голову, но в этом и прелесть. Я думаю даже, что с простыми людьми мне проще работать, нежели чем с моделями, которые привыкли себя как-то позиционировать. Я за естественность.

Почему решили сотрудничать с фотохудожником Максом Андресом? И легко ли находить общий язык с человеком, посвятившим фотографии практически всю жизнь?

— Лично мы познакомились лишь два дня назад. Знали мы друг друга лишь заочно. Мне симпатичен его взгляд, который кардинально противоположен моему, но такая позиция есть. Если у человека есть свое видение, и он при этом еще и талантлив, то это мой человек. Нас объединяет любовь к фотографии и в частности к жанру ню.

А не тяготит ли соавторство, и не было ли желания открыть со временем свою выставку?

— Конечно, желание есть. В этот раз у меня было представлено мало работ, всего девятнадцать, поскольку это было отснято за три месяца. А у Макса опыт с 1991 года, безусловно, это первая ступенька. Но я считаю, что для начала неплохо.

А как вы друг друга нашли? Идея была ваша или Макс пригласил вас поучаствовать?

— Все благодаря Василию Мельниченко и фотоклубу «Со-Бытие». Так через знакомых и друзей мы друг друга нашли. Идея вообще-то давно витала в воздухе. Мы давно хотели пригласить Макса в наш город, чтобы он организовал выставку. А тут еще я (смеется), у которой свои работы. Чтобы не организовывать две выставки, мы решили их объединить.

Довольны результатом?

— Конечно.

Героями ваших фотографий становятся только люди или у вас есть еще другие предпочтения?

— Вообще изначально, когда я заканчивала фотошколу, то серьезно увлеклась натюрмортом и думала, что буду работать только в этом жанре. Но потом я переключилась на жанр ню, а недавно через призму этого жанра мне стал интересен портрет. Я как бы поднималась все выше и сосредоточилась на глазах, на лицах героев. И во время путешествия в Таиланд я много фотографировала исключительно портреты, племена, деревенских детей. И возможно в будущем я открою персональную выставку в этом жанре. Есть такая мечта, поснимать омских актеров, видимо, потому что я сама актриса, и мне интересно показать их зрителю без масок, «живых».

Говорят, «Красота спасет мир» — согласны с этим высказыванием?

— Ну да, отчасти.

Работа фотографом помогает или, напротив, отвлекает от основной профессии?

— Конечно помогает. Эти профессии в чем-то схожи. И та и та творческая, требует какой-то фантазии, и они дополняют друг друга.

Не было желания принять участие в фотосессии в жанре ню, но уже не в роли фотографа, а в роли модели?

— Смотря у кого. Гламурная фотография меня сейчас мало интересует, но я бы рассмотрела варианты. Если бы это был человек, который видит так же как я, почему бы и нет.

Наталья, как любите проводить свободное время, с фотокамерой в руках или..?

— По-разному. Я же обычный человек. Люблю встречаться с друзьями, в кино ходить. Я очень люблю посвящать свое свободное время просматриванию работ известных классиков, ну и молодых фотографов тоже. Я могу в Интернете просидеть уйму времени, рассматривая фотографии или читая материалы о фотографии.

Вы сказали, что недавно вернулись из Таиланда, любите путешествовать?

— Очень.

Вы родились в Омске, а какой город считаете своим?

Ну, пожалуй, этот, мой город. Хотя старость хотелось бы провести во Франции. (Смеется.) Эта страна меня покорила. Люди там относятся к проблемам иначе, с улыбкой, с юмором. И там себя уютно чувствуешь, все-таки у нас в России пенсионеры не так защищены, как там.

Что важно знать в первую очередь начинающему фотографу? Можете дать совет?

— Побольше фотографировать. И просматривать работы классиков. Стараться отличать плохое от хорошего. И смотреть, смотреть, смотреть. Впитывать, словно губка. Не бояться практиковать. Только тогда будет толк.

Ну и напоследок риторический вопрос, ваши планы на будущее?

— Ну, я хочу открыть свою персональную выставку. Открыть для себя жанр портрета, в широком его понимании. Планов много, будем стремиться их реализовывать на практике.

Макс, с чего началась ваша карьера фотографа?

— Все получилось как-то само собой. Чтобы меня приняли в октябрята, мне необходимо было посещать определенное количество кружков. Вот так я попал к Едыге Ниязову, который и привил мне любовь к фотографии. Это произошло в Павлодаре.

Скажите — почему ваш выбор пал на жанр фотографии ню?

— Люблю девушек (Смеется). Хотя я очень люблю жанр портрета, но в последнее время все больше отдаю предпочтение именно ню.

С какой техникой вы сейчас работаете?

— Сейчас у меня Pentax Z-1Program. Я снимаю исключительно на пленку. Не люблю «цифру».

Некоторые фотографы, в том числе и вы, до сих пор отдают большее предпочтение пленочным фотоаппаратам, чем цифровым. Чем вы это объясните?

— Когда смотришь на результат, то пленочная фотография гораздо живее, нежели цифровая. При работе с увеличителем, видимо, какая-то часть моей внутренней энергии переходит на снимок.

Как вам сотрудничество с Натальей Виташевской? Легко ли работать с женщиной-фотографом?

— На самом деле сотрудничать на равных с женщиной-фотографом крайне тяжело. Она полноправный соавтор. Любопытно, что в одном месте встретились авторы настолько разных взглядов. Это и интересно.

Довольны результатом?

— Я в шоке. На днях я до трех ночи сидел в Интернете, следил за обсуждением. Невероятные разборки в формате онлайн. Не поверите, даже кто-то из Союза художников посетил выставку, и сейчас выдвинуто предложение выставку закрыть, а Васю Мельниченко за пропаганду порнографии засадить за решетку.

Неужели, разве у нас нет свободы слова? Как-то ощущается дух советского времени?

— Вы правы, довольно сильно чувствуется. Но на самом деле, я думаю, до закрытия выставки дело не дойдет. Давайте будем рассматривать это как зависть со стороны Союза художников и не больше.

Но вернемся к выставке. О чем говорит человеческое тело?

— Сложный вопрос… Да обо всем.

Вы считаете идеальным любое женское тело?

— Нет нормы. В разные времена понятие красоты менялось. Если переформулировать известную фразу «Некрасивых женщин не бывает», тоже самое можно сказать и о женском теле. Бывают неумелые фотографы. Если, скажем, у женщины будет одна рука, нога и не будет одного глаза, я отдам ей больше предпочтения, чем девушке с идеальными формами. На моду обращать внимание не следует. Моду надо создавать самому.

Макс, а есть ли у вас эксклюзивные идеи для фотосъемок?

— Я стараюсь не задумываться. Ты придумал, а пришел человек, ты на него посмотрел и понял, что все твои планы рассыпались в пыль и приходит уже новая идея. По большому счету вся фотосессия постановочная, но при этом это абсолютный экспромт.

В каком проекте вы согласились бы принять участие?

— Не задумывался. Провокаций много.

Кого вы считаете лучшими профессионалами своего дела?

— Давайте для начала разберемся в понятии профессионал. Это человек, который своей профессией зарабатывает деньги и далеко не факт, что он станет большим художником. Конечно, профессионалом своего дела и при этом большим художником, я могу назвать своего учителя Едыге Ниязова. Перед ним я просто преклоняюсь. Человек, который создал большой пласт в фотографии. Ну, кто еще… Есть такой замечательный портретист Ян Саудек. Вот это мастер. Рекомендую всем.

Как вы выбираете сюжеты для фотографий?

— Сюжет строится по ходу съемки, по ходу общения. Изначально какой-то определенной картинки фактически никогда нет.

А с кем вам легче работать?

— Легче с женщинами. Я начинаю улыбаться, делаю комплименты. Девушки тоже подтаивают, и в результате получается хорошая фотография. У мужиков на самом деле комплексов гораздо больше.

Трудно ли искать людей для съемок в жанре ню?

— Достаточно трудно. Бывает, приходят, а у человека в глазах пустота. Сразу понятно, что здесь ничего не выйдет. А если я вижу, что с человека что-то может получиться, то я до последнего из него выжимаю согласие, вот так и работаем.

Что нравится снимать больше всего?

— Нравится снимать людей. Живых людей.

И что вас утомляет?

— Утомляет второй режиссер на съемочной площадке. Иногда девушка приходит, и у нее в голове сложился определенный образ. Я отправляю сразу в фотоателье. Если вы приходите ко мне, вы работаете со мной, и руководить процессом буду я.

Как выбираете декорации? Трудно ли подбирать планы?

— Нет. Я вообще очень ленивый человек. И стараюсь не выходить из того места, где провожу максимальное количество времени. Максимум в магазин. Так я могу снимать на черном, на белом, на красном фонах. На любом, главное, чтобы оттуда не надо было никуда ехать.

Бывало ли, что вы возвращались с фотосессии с пустыми руками?

— Конечно. Тяжело работать с теми людьми, которые изначально знают, чего хотят они. Очень часто я посреди съемки говорю: «Стоп». Я пытаюсь сымитировать какую-то техническую проблему, и на этом мы расстаемся. Конечно, если человек принесет мне очень много денег, тогда, конечно, мы продолжим работу, но у меня уже будет иное настроение.

«В работе все зависит от самого фотографа и тех людей, с которыми он работает». Согласны ли вы с этим или нет?

— На 100 %. Хотя больше зависит, конечно, от фотографа. От его умения расположить человека к себе.

Вы много путешествуете?

— К сожалению, приходится. Это утомительно, и я стараюсь этого не делать.

А какой город считаете своим?

— Павлодар. Город, где я родился. Друзья все там, душа там, до недавнего времени учитель был там.

Как любите отдыхать? И что для вас значит полноценный отдых?

— Это я вам сейчас расскажу (Смеется). Берется резиновая лодка, друзья, зачастую художники. С фотографами, как показывает практика, ужасно скучно. И мы уплываем на 2-3 дня подальше от городского шума и суеты. Почему еще Павлодар для меня свой — отличная рыбалка.

Любите рыбачить?

— Я люблю рыбу есть. Рыбак, конечно, из меня никакой. Сидеть судорожно с удочкой в руках, ожидая улова, — это не для меня. Я обычно все приготовлю и иду на поиски хорошего кадра.

Дайте совет начинающим фотографам, который не даст никто другой в индустрии?

— Никогда не считайте себя зрелым автором. Ставьте перед собой задачу по возрастающей. Тогда не будет застоя и будет творческий рост.

Ну и финальный вопрос. Думали уже о новом проекте, и если не секрет, что это будет?

— Конкретно у меня предложение на май-июнь: выставка обнаженки в Санкт-Петербурге в галерее «Этажи».