Бонд, да не тот. История Дэниела Крэйга | Кино | Time Out

Бонд, да не тот. История Дэниела Крэйга

  13 ноября 2006
5 мин
Бонд, да не тот. История Дэниела Крэйга
Время улыбчивого Казановы с пистолетом прошло. В новой части бондианы «Казино Рояль» агент 007 — хмурый волчара со взглядом исподлобья. Time Out считает, что шестой исполнитель роли супершпиона Дэниел Крейг — самый нетипичный из всех Джеймсов Бондов. И это очень хорошо.

«Этот урод, идеальный кандидат на роль злодея, ничуть не похож на красивого, учтивого, благородного героя всех времен и народов. Ни я, ни моя семья, ни мои друзья никогда не отдадут ни гроша за билет на фильм „Казино Рояль“„. Так или примерно так (плюс нецензурная лексика) поклонники агента 007 встретили пришествие шестого Джеймса Бонда. На сайте DanielCraigIsNotBond.com, созданном, чтобы привлечь внимание голливудских студий к “чудовищной ошибке кастинга„, его называли “блондином-коротышкой с физиономией боксера и амплуа киллера, мерзавца и жиголо„.

Дэниел Крейг, сжав кулаки, отбивался в немногочисленных интервью от претензий: “Даже если бы я знал, почему и как меня выбрали, — я бы вам не сказал„. Продюсер Барбара Брокколи настаивала на том, что видела актера в деле, в отличие от публики, не имеющей представления о бенефисном фильме Крейга “Слоеный пирог„ (2004), в котором он играет наркодилера. Максимум, что помнит большинство, — как Дэниел Крейг нервно ликвидировал арабских террористов в последнем фильме Стивена Спилберга “Мюнхен„.

У дочери Альберта Брокколи, подписавшей с британским актером 20-миллионный контракт на три фильма, были свои резоны. Но обнаружилась одна хорошая новость — слухи об угасании зрительского интереса к “старомодному сексисту с лицензией на
убийство„ оказались сильно преувеличены. Выяснилось, что выборы нового супершпиона — личное дело каждого, а “меня зовут Бонд, Джеймс Бонд„ — это поважнее, чем “быть или не быть„. Потому что Гамлета выпадает играть тысячам, а агента 007 — единицам.

Когда 38 лет назад в английском городе Честер, графство Чешир, родился Дэниел Крейг, агент 007 пять раз появлялся на экране, а его создателя Йена Флеминга уже четыре года как не было в живых. Крейг, в отличие от всех своих предшественников, не застал мира без Джеймса Бонда. В пугающий миг своего Избрания, на пресс-конференции в Лондоне, он говорил: “В детстве я не знал никого, кто не был бы поклонником бондианы„.

Даже Джиму Кэвизелу, сыгравшему Христа у Мела Гибсона, не предъявляли и сотой доли претензий, обрушившихся на бывшего регбиста, выпускника театральной школы, в которой учились два других участника бондовской гонки — Орландо Блум и Эван
Макгрегор.

За Крейгом водится одна несомненная вина — он не Пирс Броснан, не Клайв Оуэн и даже (возможно, к счастью) не Хью Джекман. Дальше следуют прегрешения помельче. Для одних — претензия почти расистская — он недостаточно брюнет (то ли дело “настоящие„ Шон Коннери и Роджер Мур, жаль только, что оба — шатены с уклоном в рыжину, получается натяжка). Для других — недостаточно высок, самый низкорослый из всех (метр восемьдесят, действительно коротышка, не то что Джордж Лезенби, тот был метр восемьдесят девять, хотя Бонд из него оказался никудышный, но про это молчок). Для третьих — слишком голубоглаз (у Далтона глаза зеленые, но мы его прощаем). Для четвертых — чересчур молод (Крейг — единственный агент 007, не достигший сорока лет). К тому же ходят слухи, что британский актер (спасибо, хоть не американец) не умеет водить машину с механической коробкой передач. Да и вообще — аристократизма в нем маловато, поэтому стоит затравить его истинно демократическим способом, навалившись всем миром. Нового агента 007 защищали немногие, в том числе Пирс Броснан, Шон Коннери и Джуди Денч, играющая в фильме начальницу Бонда, но они не пишут в форумах.

В этом и есть главное отличие Крейга от предшественников — это первый Бонд эпохи блоггинга. Сотни тысяч людей (без всяких оснований) решили, что могут влиять на политику киностудий (а в случае “Казино Рояль„ их сразу две — MGM впервые объединилась для бондовского проекта с Columbia). Студии их проигнорировали. Если бы интернет существовал в конце 60-х, доныне здравствующий Джордж Лезенби свалился бы с инфарктом еще до премьеры “На секретной службе Ее Величества„, и Роджер Мур в лучшем случае навсегда остался бы “парнем, заменившим Шона Коннери„. Если бы интернета было больше в 90-х, малоизвестный актер Пирс Броснан замучился бы отвечать на вопрос “Ты кто вообще такой?„.

Создатели нового Бонда словно почувствовали, что основная опасность исходит из виртуального мира, что агент 007 заигрался в передовые технологии, что на одних супергэджетах далеко не уедешь. “Казино Рояль„ обещает стать самым старомодным блокбастером наших дней. В нем не будет компьютерных спецэффектов — все трюки выполнялись лично Крейгом, почти без участия каскадеров. “Было много опасных ситуаций. Если бы я не делал этого сам, то у меня бы захватило дух при просмотре„, — признавался актер.

Истинным поклонникам надо бы ликовать, а не злорадствовать: выбор сюжета является попыткой обновления через возвращение к корням, к романам Флеминга. “Казино Рояль„ — всего пятая серия бондианы, поставленная по его оригинальному произведению (четыре других — “Доктор Но„, “Из России с любовью„, “Голдфингер„ и “Шаровая молния„, все остальное — вариации на тему). Черный смокинг, “взболтать, но не смешивать„, дорогие машины, пистолеты и девушки — все останется на своих местах. После долгих лет абсурдной политкорректности, противной самой природе бондианы, агенту 007 даже вышло неожиданное послабление — впервые за 17 лет ему разрешили курить в кадре (помог чек на 350 тысяч долларов компании Philip Morris).

Задачу сохранять канон и обновлять героя создатели бондианы с успехом решали на протяжении последних 40 лет. Время нынче жесткое, и проливной дождь в кадре “Казино Рояль», впервые льющийся за шиворот Джеймса Бонда, — тому подтверждение. Этот мир не спасешь в белых перчатках и между коктейлями. На смену учтивой улыбке Броснана приходит крейговский взгляд исподлобья. В худшем случае Крейг — самый противоречивый Бонд. В лучшем — самый мужественный из всех. Потому что на этот раз, прежде чем спасти мир, он должен сначала его победить.