ИНДИальное приключение | Кино | Time Out

ИНДИальное приключение

Елена Любимова   15 мая 2008
7 мин
ИНДИальное приключение
Четвертая часть фильма «Индиана Джонс» стартует 22 мая.

Просто КЛАССик!
Главный режиссер современности Стивен Спилберг создал так много хороших фильмов, что выделить один из них как самый лучший довольно трудно. Начав с лубочных сюжетов про взбесившийся грузовик-убийцу и акулу — злостную пожирательницу беззаботных отдыхающих, Спилберг заставил поверить нас в добродушие пришельцев из космоса, высказался на тему политкорректности, судьбы евреев в годы Второй мировой войны, заразил детей по всему миру динозавроманией, создал экранизации великих сюжетов и книг вроде «Войны миров» Герберта Уэллса и «Особого мнения» Филипа К. Дика. Бесспорно, «Челюсти» и «Инопланетянин» оказали огромное влияние на мировое кино, но трилогия о неутомимом археологе и путешественнике Индиане Джонсе — пожалуй, самое популярное в народе творение Стивена Спилберга. Залихватский экшн и уникальное ощущение Большого Голливудского Приключения в каждом кадре — как раз такое кино мы любим.

Со звезд на землю
Приключение косвенно началось с «далекой-далекой Галактики». Когда в 1977-м Джордж Лукас, снимая «Звездные войны», вдохновенно долбал гаечным ключом роботов и закручивал на ушах принцесс бублики, весь Голливуд смеялся ему в лицо. Лишь Спилберг предсказывал фильму успех. Тут, как говорится, рыбак рыбака… После бешеного фурора первой части галактической саги Лукас «завязал» с режиссурой, занявшись продюсированием и написанием сценариев. Он не забыл поддержку Спилберга и подкинул Стиву идею сюжета о герое с кнутом и в шляпе, который, вместо того чтобы тихо-мирно вести раскопки, смахивая кисточкой пыль веков с археологических находок, носится по всему миру, рискуя собственной жизнью ради ценных артефактов для музея. Лукас придумал и имя герою — Индианой звали его собаку, которая была у него во время съемок «Звездных войн». Возможно, ее кличку молодой продюсер использовал как талисман. Хотя для талисмана вполне годился Харрисон Форд. В свое время он работал у Лукаса в качестве ассистента и строителя, потом снялся в его «Американских граффити» и, наконец, стал самим Ханом Соло в «Звездных войнах».
Неизвестно по какой причине, но Лукас решительно не хотел видеть в «Искателях потерянного ковчега» Форда, на кандидатуре которого настаивал Спилберг. После продолжительных споров, когда до съемок оставалось всего три недели, Лукас, положившись на коммерческое чутье друга, сдался.

Веселье в змеюшнике
Во время работы в Тунисе съемочный коллектив преследовал жуткий понос, от которого уберегся только хитрый Спилберг, питавшийся исключительно консервированными спагетти. Отказ от долгого боя «сабля против кнута» в пользу комического эпизода с выстрелом давно уже стал легендой: даже дети знают, что на самом деле Форда прихватила диарея, и через каждые десять минут он сбегал с площадки в сортир. Для знаменитой финальной сцены были выписаны из Голландии 2000 змей. Как с ними ни осторожничали, ассистент режиссера Дэвид Томблин был покусан, кроме того, одна кобра сожрала пару менее удачливых ползучих гадов. Пол Фримен, играющий нациста Беллока, на самом деле съел муху в процессе произнесения спича над Ковчегом завета. Поскольку настоящую подводную лодку студия себе позволить не могла, ее модель удалось выклянчить со съемочной площадки «Лодки» Вольфганга Петерсена.
Спилберг забавлялся от души: швырял змей в Карен Аллен, чтобы пободрее визжала, научил дрессированную мартышку нацистскому приветствию, придумал множество способов постоянно удерживать шляпу на голове Инди (любимое решение — двусторонний скотч). Лукас тоже не упускал случая подурачиться. Если постараться, то на стене Колодца душ можно увидеть стилизованные под наскальные рисунки изображения роботов R2-02 и С-3РО, тех самых, которых он когда-то долбал гаечным ключом.

Судьбоносная встреча
У Лукаса, очевидно, был сдвиг на своих «Звездных войнах»: в честь его культового персонажа был назван клуб «Оби Ван», фигурирующий в начале «Индианы Джонса и Храма судьбы». «Храм судьбы» пришлось снимать, потому что мир умолял о продолжении. Спилберговская идея второго фильма об Индиане Джонсе была простой: то же самое, но побольше — в ход пошли даже не попавшие в оригинал экшн-сцены. Однако сценарист Джордж Лукас хотел последовать путем «Звездных войн-2: Империя наносит ответный удар» и добавил мрачности. В результате, по словам Форда, получился «более сложный фильм, чем хотелось бы зрителям».
И уж точно куда более сложный, чем хотелось бы американским цензорам. Знаменитая сцена вырывания сердца обеспечила «Храму судьбы» прокатный рейтинг PG-13 (подростки до 13 лет без родителей не допускаются), что, естественно, сказалось на кассовых сборах. Впрочем, во всем есть и положительные стороны. На съемках Спилберг познакомился с исполнительницей главной женской роли Кейт Кэпшоу, ставшей в 1991-м его женой.

Бонд с вами!
Фильмы Спилберга полны пропавшими отцами, обретенными отцами, суррогатными отцами, псевдоотцами и так далее. В третьей части он не упустил шанса показать взаимоотношения Инди с его отцом. На роль папы Джонса был приглашен Шон Коннери, который не только украл фильм у своего экранного сына («Оскар» за мужскую роль второго плана), но и ничем не выдал, что старше Форда всего на 12 лет.
По иронии судьбы в «Последний крестовый поход» двинулась компания актеров, принимавших участие в киносериале о Джеймсе Бонде. Шон Коннери играл самого агента 007. Джон Рис-Дэвис — союзника Бонда, Элисон Дуди исполнила роль одной из девушек знаменитого шпиона, Майкл Берн и Билли Дж. Митчелл играли начальников Бонда, Вернон Добтчефф снялся в одном из бондовских фильмов в роли владельца ночного клуба, а Джулиан Гловер, Стефан Калифа и Пэт Роуч играли врагов Бонда. Уфф… Ривер Феникс, исполнивший в этом фильме роль молодого Индианы, в бондиане участия не принимал, зато в 1986 году он сыграл сына героя Харрисона Форда в «Береге москитов».

Не денег ради, а удовольствия для
В кино с фильмами-продолжениями ситуация такая: хватит пальцев на одной руке, чтобы сосчитать сиквелы, получившиеся ни чуть не хуже своих оригиналов. Возглавляет этот крохотный список, несомненно, эпопея Индианы Джонса. Если «Храм судьбы» был просто достойным продолжением, то «Последний крестовый поход» переплюнул предыдущие части. Чтобы превзойти его, «Инди-4» должен быть чем-то из ряда вон.
Спилберг всегда говорил, что наибольшее удовольствие в своей жизни он получил от работы над этими тремя фильмами с Джорджем Лукасом и Харрисоном Фордом. И четвертую часть он снял не из-за денег или успеха, а, по его словам, «чтобы хорошо провести время».

Приключится же такое
Чтобы рассказать о самых интересных моментах трилогии, не хватит всего журнала. Поэтому остановимся только на пяти.

Восьмиминутная сцена погони считается одним из самых искусных кинотрюков всех времен. Запрыгнув на нацистский грузовик, Инди вылетает через стекло. Он падает, но с помощью верного хлыста цепляется за машину и тащится по земле. Чтобы каскадер не остался в буквальном смысле без головы во время падения под грузовик, на пути была выкопана канава.

Второй фильм трилогии об Индиане Джонсе забрасывает отчаянного археолога в Индию, где все еще жив культ богини Кали, известный человеческими жертвоприношениями. Джонс и его друзья бегут от кровожадных язычников через каменоломню. Езда в вагонетке оборачивается американскими горками. Сцена продолжается всего пять минут, но она прочно впечатывается в память.

Бедный-бедный Пэт Роуч. Бывший английский рестлер гибнет в «Искателях потерянного ковчега» аж дважды: сначала как шерп при пожаре в Непале, потом как безымянный нацистский вышибала, который бьется на кулаках с Инди посреди взлетной полосы в пустыне. Роуч получает нокаут посредством бешено крутящегося пропеллера. Что, однако, не помешало актеру сняться во второй и третьей сериях в разных ролях.

В «Последнем крестовом походе» самый бешеный темп действия. Жаркие погони на всевозможных видах транспорта: машинах, мотоциклах, самолетах, дирижаблях, кораблях, моторных лодках. Но все затмевает превосходно поставленная эпическая битва лошади с танком.

Когда Индиана наконец заполучает золотого идола, раздается грохот. Он поворачивается, и в его поле зрения появляется гигантский шар, который катится прямо на него. Инди бежит. Камень следует за ним. В последнюю секунду наш герой выпрыгивает из пещеры сквозь огромнейшую паутину.