Андрей Звягинцев: «В Москве есть одно понятие продукт, они колбасой занимаются»
В мировом прокате ваша новелла не включена в «Нью-Йорк, я люблю тебя», однако в российском прокате зритель сможет ее увидеть. Почему так вышло?
Дело в том, что в Америке действует дурацкая форма общения со зрителями: сначала картину показывают фокус-группе, затем составляется общий срез мнений, какие эпизоды были особенно скучными, какие получились лучше. Американскому зрителю оказались непонятны две новеллы: со Скарлетт Йохансон, и, собственно, с русским режиссером. По распоряжению дистрибьютора эти новеллы убрали из фильма. Конечно, поначалу я испытывал горечь, но затем русские прокатчики решили запустить «Нью-Йорк, я люблю тебя» с моим участием.
Какие впечатления от Нью-Йорка у Андрея Звягинцева не как известного режиссера, а как простого человека?
Впечатления от первого пребывания в Нью-Йорке помню смутно, я целыми днями сидел в офисе без окон и давал интервью по поводу выхода в прокат моей картины «Изгнание». В этот раз сумел пожить там и точно могу сказать — от города испытываю только положительные эмоции. Нью-Йорк прекрасен: вечером гулял по Бруклинскому мосту и думал, как хрупкий человек мог такое придумать. А еще идешь по улице и видишь, что вечером в местном клубе выступает Чарли Хейден — это как 30 лет назад увидеть афишу Эллы Фитцжеральд.
Актер вашего фильма «Изгнание» получил в Каннах приз за лучшую мужскую роль. В чем секрет работы с актерами на съемочной площадке?
Главный результат в том, когда смотришь на актерскую игру и не понимаешь, где правда, а где неправда. Первое, что я делаю — это выдумываю персонажа, а потом уже смотрю на человека, может ли он быть самим собой и идеально подходить под выдуманный образ. Получается, что актер, который ничего не делает, есть то, что тебе нужно.
Вы же сами имеете два актерских образования…
Да, это были самые счастливые годы в Новосибирске. В Москву я приехал в надежде, что найду такую же атмосферу. В родном городе я получил установку, что есть три главных понятия: искусство, творчество и служение. А в Москве есть одно понятие — продукт, они колбасой занимаются. И в результате мы имеем деградацию актерской профессии. Посмотрите на телевизионные сериалы, тут невозможно говорить о творческом подходе к делу. А режиссер сегодня — нанятый человек, который гонит бодягу каждый день. Лучше читайте книжки.