Коллекция братьев Морозовых и современное якутское искусство: 7 выставок июля | Арт | Time Out
Арт

Коллекция братьев Морозовых и современное якутское искусство: 7 выставок июля

Жанна Старицына 30 июня 2022
7 мин
Коллекция братьев Морозовых и современное якутское искусство: 7 выставок июля
Габриэле Галимберти «Мой личный динозавр» и «Домашняя аптека». Фото: сайт выставки

Некоторым кажется, что летом художественная жизнь столицы замирает, но это не так — чего стоит один блокбастер Пушкинского музея с коллекциями братьев Морозовых. Любителям современного искусства тоже есть что посмотреть, от произведений актуальной якутской арт-сцены до работ нашумевшего итальянского фотографа. Time Out представляет 7 выставок июля. 


«Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых»

«Портрет Жанны Самари» Ренуара и «Голубой пейзаж» Сезанна

Где: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Волхонка, 12, Главное здание

Когда: 28 июня — 30 октября

Подробности

Блокбастер этого лета от Пушкинского музея — выставка-посвящение братьям Морозовым. Коллекцию начал собирать Михаил, старший сын в семье известных московских купцов. Среди первых приобретенных работ — картины Константина Коровина и Михаила Врубеля, тут же французы Поль Бенар и Поль Гоген. Считается, что живопись Михаил приобретал в большей степени эксцентрично, чем вдумчиво и рационально. Совсем другой подход использовал Иван после скоропостижной смерти брата — он пренебрегал рекомендациями врачей при хронических заболеваниях почек.

Иван Морозов продолжил коллекционирование, но стремился сделать собрание более однородным и цельным: он последовательно отбирал картины ведущих импрессионистов и постимпрессионистов той эпохи, не забывая про русских современников. Показателен его подход, например, к Сезанну — решив как историк искусства показать весь диапазон творчества художника, Морозов последовательно приобретал работы каждого периода мастера (всего их собралось 18 штук), а для заключительной — «Голубого пейзажа» — даже держал свободное место на стене в доме.

Сегодня ведущие музейные гиганты, в том числе Пушкинский музей, Эрмитаж и Третьяковская галерея, объединили усилия, чтобы зритель увидел обширную коллекцию братьев во всей красе. В распределении произведений по залам отражены основные смысловые центры и главные этапы истории собрания.


«Василий Чекрыгин»

Василий Чекрыгин, многофигурные композиции

Где: Новая Третьяковка, Крымский вал, 10

Когда: 16 июня — 30 октября

Подробности

Василий Чекрыгин — один из самых мистических русских графиков. Он успел поучиться в иконописной мастерской, проиллюстрировать Владимира Маяковского, отправиться в путешествие по Европе и принять участие в военных действиях в составе пулеметной бригады. Художник трагически погиб в 25 лет — попал под поезд и скончался на руках жены. За несколько лет до смерти он переживал творческий расцвет: создал несколько графических циклов, среди которых «Расстрел», «Сумасшедшие», «Голод в Поволжье».

Его работы — драматичные, пугающие, а герои часто похожи на призраков из страшной сказки. Размытые фигуры словно тонут в пространстве — подобного эффекта Чекрыгин добивается мастерской растушевкой угля и графитного карандаша. Третьяковская галерея знакомит зрителя с наследием художника, а также впервые представляет серию «Воскрешение мертвых» — заключительный этап творческой эволюции Чекрыгина.


«Сады искусств. Метаморфозы»

Музей-усадьба «Архангельское». Фото: legion-media.ru

Где: Музей-усадьба «Архангельское», Красногорск, поселок Архангельское, выставочный зал

Когда: 24 июня — 31 октября

Подробности

Выставка подготовлена к открытию Ботанических оранжерей — они существовали в «Архангельском» около 200 лет назад и сегодня были восстановлены на старых фундаментах. Историческое место решено было обновить искусством современных художников. В экспозиции — инсталляции, арт-объекты, живопись, графика, особое звуковое сопровождение и даже оригинальный аромадизайн, чтобы посетители в полной мере перенеслись в воздушное пространство усадебных фантазий. Искусство будто связывает между собой природу и технологии, XIX и XXI века, оплетая прошлое и настоящее «Архангельского». Выставка получилась камерной и ненавязчивой — прекрасное начало для обширной прогулки по усадьбе.


Габриэле Галимберти. «Мой личный динозавр» и «Домашняя аптека»

«Домашняя аптека»
«Мой личный динозавр»

Где: Мультимедиа Арт Музей, Москва, Остоженка, 16

Когда: 7 июня — 31 июля

Подробности

На традиционной для Мультимедиа Арт Музея «Фотобиеннале» в этом году только один зарубежный представитель, зато какой — один из самых известных современных итальянских фотографов Габриэле Галимберти. В 2021-м он стал лауреатом премии World Press Photo в номинации «Портрет». Только его работы не похожи на классические изображения лиц: Галимберти старается передать суть через личные вещи человека.

Фотограф занимается творчеством, перемещаясь по миру, благодаря чему удается получить срез общества той или иной страны. Например, в серии «Домашняя аптека» Галимберти показал содержимое домашних аптечек разных людей во Франции, Италии, США и Индии. Интересно, как одни люди бесконечно тратятся на препараты, в то время как другие относятся к своему здоровью более беспечно. Другая серия — «Мой личный динозавр» — посвящена тренду среди состоятельных людей на размещение скелетов ископаемых животных в качестве предметов интерьера.


«Копи смех к зиме…»

Наталья Николаева «Красный день календаря», 2022

Где: Образовательный центр Московского музея современного искусства, Ермолаевский переулок, 17

Когда: 29 июня — 14 августа

Подробности

Выставка Московского музея современного искусства знакомит зрителей с актуальной арт-сценой Якутии. Проект подготовлен совместно с Фондом поддержки современного искусства AyarKut и при поддержке Центра культуры и современного искусства имени Ю.А. Гагарина.

В своих произведениях молодые авторы стремятся соединить народные художественные практики и символику Севера с нынешними реалиями.

Название выставки — в полной версии строчка звучит «Копи смех к зиме, как зверь копит мех и сало…» — отсылает к целому пласту культурных ассоциаций о том, что в Якутии короткое лето и продолжительная зима. Это накладывает отпечаток на жизнь и творчество всего населения. Чтобы пережить суровые холода, здесь нужно запасаться жизненной силой, радостью и теплом — все это часто можно найти в искусстве. Для поиска новых способов самовыражения авторы используют разные техники: в экспозиции есть и живопись, и инсталляции, и предметы декоративно-прикладного искусства.


«Страсти по Медее. Амбротипы новейшей генерации»

Где: Центр современного искусства М’АРС, Пушкарев переулок, 5

Когда: 23 июня — 23 августа

Подробности

М’АРС предлагает оценить цифровые работы современных фотохудожников. Александр Богуславский, Дарья Шанцина, Андрей Молчановский представили свой взгляд на сюжет о Медее — волшебнице из древнегреческих мифов, которая помогла Ясону завладеть Золотым руном, а потом убила брата, соперницу и своих детей. Работы выполнены в смешанной технике, в ее основе лежит амбротипия — ранний фотографический процесс, благодаря которому получаются черно-белые изображения на стекле. С них художники сделали увеличенные отпечатки и раскрасили пальцами.

Стекло используется и в скульптуре, в частности, в инсталляции «Страсти по Пальмире» с вращающимися частями механизмов. Общее настроение и атмосферу проекта дополняет звуковое сопровождение Алексея Ретинского, написанное к фильму «Медея» Александра Зельдовича.


«Все в сад»

Где: Фонд Ruarts, Трубниковский переулок, 6

Когда: 17 июня — 27 ноября

Подробности

Сад — место для отдыха от суматохи и городского шума, для расслабления и медитаций. Здесь каждый может побыть наедине с собой, вернуть душевное равновесие и восстановить силы. Сад — это первозданный идеал, который берет начало еще с Эдема, модель беспроблемного мира, считают организаторы выставки в фонде Ruarts.

На протяжении столетий художники черпали в этом символе вдохновение: в XVIII-XIX веках естественная среда стала источником размышлений для философов и теоретиков, а затем в ней искала опору романтическая культура. Розарии часто воспринимались мастерами как символ женской чувственности, да и в современном искусстве цветы часто связывают с образами девушек. Словом, сад всегда был оазисом для грез и местом для передышки в каждодневной рутине. Такой получилась и выставка — камерной и на время отвлекающей от новостей.