5 новых фильмов, которые вы могли пропустить в кино в ноябре
«Дорогая, я уменьшаюсь», реж. Ян Кунен, 16+

Поль уже много лет руководит компанией по строительству лодок и живет с семьей близ моря. В плавании он сталкивается с загадочным облаком, а уже через несколько дней начинает ощущать последствия — стремительно уменьшаться. Ни современная медицина, ни поддержка жены — ничто не помогает ему остановить процесс. Совсем скоро он станет сантиметровым мужичком, которому придется насмерть биться с пауками в подвале собственного дома.
Кинематографисты экранизируют фантаста Ричарда Мэтисона довольно часто и даже успешно: в качестве примеров можно привести спилберговскую «Дуэль» или «Я — Легенда». Новая версия появилась и у одного из самых известных романов писателя — «Пути вниз». Инициатором адаптации стал Жан Дюжарден, а режиссером выступил Ян Кунен («99 франков»).
Получилось спорно. Фильм представляет собой взгляд на мир под другим углом: а что будет, если посмотреть на своего кота не сверху вниз, а снизу вверх? Устройство микромира, причины фантастической болезни и запущенные в завязке конфликты остаются нераскрытыми. Вместо этого — банальные философские рассуждения о месте человека во вселенной, поданные с пафосом невероятного уровня.
Оценка Time Out — 5 из 10
«Сущность», реж. Дилан Саузерн, 18+

Жизнь известного иллюстратора потеряла краски. Совсем недавно его жена умерла, и он остался один с двумя детьми — все валится из рук, работа не клеится, а сыновья раздражают. Тогда-то к нему сначала во снах, а потом и наяву приходит загадочная сущность в виде черного ворона, которая либо вгонит мужчину в могилу, либо поможет справиться с трудностями.
В основе «Сущности» — книга Макса Портера Grief Is the Thing with Feathers, в которой ведется рассказ о смерти и искусстве, помогающем бороться со страхами. Действие фантасмагоричной «Сущности» разворачивается в четырех стенах, поэтому театра в картине куда больше, чем кино. Да и ведущие роли исполняют два видных британских актера, блеснувших на сцене, — Бенедикт Камбербэтч и Дэвид Тьюлис, озвучивший Ворона.
Птица, со времен Эдгара Аллана По символизирующая скорбь, становится для главного героя кем-то вроде Древа из «Голоса монстра» — проводником, который помогает справиться с утратой. Собственно, страданиями Камбербэтча — безусловно, большого артиста — лента и ограничивается. На протяжении всего хронометража под разными углами мы смотрим на плачущего и кричащего британца. Иной раз кажется, что пространство заполнено только тьмой и горем, и показывает это режиссер-дебютант Дилан Саузерн слишком демонстративно. У смерти, по его мнению, нет других обличий. «Сущность» — это фильм-дементор с полностью выкачанной радостью, благодаря которому мы узнали, что патронус Камбербэтча — ворон.
Оценка Time Out — 6 из 10
«Я бы тебя пнула, если бы могла», реж. Мэри Бронштейн, 18+

В жизни Линды наступила черная полоса. Или она и вовсе никуда не отступала. Ее дочь страдает редким заболеванием и принимает еду только через гастрономическую трубку. Параллельно девочка безостановочно канючит и требует завести хомяка. Муж-моряк совсем не помогает, а лишь звонит по телефону и отчитывает. На работе (Линда — психотерапевт) творится хаос, да еще и дома прорвало потолок. В результате героиня остается с больной дочерью в мотеле, а из поддержки у нее только пару бутылок вина.
«Я бы тебя пнула, если бы могла» — кино о наболевшем. Оно родилось в момент, когда постановщица и автор сценария Мэри Бронштейн осталась совсем одна, пока ее муж Рональд работал над «Неограненными алмазами» братьев Сэфди. Несмотря на сюрреалистические сновидения в духе Линча, фильм предельно реалистичен: ком проблем постепенно превращается в альмодоваровский троп «женщина на грани нервного срыва». Пытаешься исправлять — делаешь еще хуже. Забавно, что в такой же парадигме существуют и «Неограненные алмазы» с той лишь разницей, что вместо ребенка и депрессивных пациентов в мужском мире были драгоценности.
В целом картина Бронштейн выглядит как насмешка над мужским миром. Даже актриса на главную роль выбрана соответствующая: Роуз Бирн, сделавшая себе имя в комедиях, играет смертельно уставшую женщину, ни на секунду не выбивающуюся из бешеного ритма материнской жизни. За эту роль актриса уже получила Серебряного медведя Берлинале и наверняка получит оскаровскую номинацию. Впрочем, за похожую роль в «Талли» Шарлиз Терон однажды уже оставили без внимания. Что ж, возможно, едкие интонации картины Бронштейн приглянутся академии больше, чем терапевтический посыл «Талли».
Оценка Time Out — 7 из 10
«Умри, моя любовь», реж. Линн Рэмси, 18+

Рядышком с «Я бы тебя пнула, если бы могла» в российском прокате расположился и другой фильм про послеродовую депрессию. «Умри, моя любовь» сняла Линн Рэмси, уже не впервые в карьере исследующая проблемы материнства («Что-то не так с Кевином»). В этот раз в центре внимания оказалась героиня Дженнифер Лоуренс, вместе с мужем (Роберт Паттинсон) сбежавшая в провинцию. Там они обустраиваются в загородном доме, наслаждаются обществом друг друга и страстью, но с появлением ребенка их жизнь постепенно превращается в кошмар.
Художественные решения в «Умри, моя любовь» отчасти напоминают работу Бронштейн: накал постоянно нарастает, обещанное после каннской премьеры безумие на экраны все-таки просачивается, а фильм всецело полагается на исполнительницу главной роли. Все потому, что как такового сюжета в ленте нет — вместо разговоров и развития отношений через цепочку событий Рэмси выбирает другой метод. Динамика строится на эмоциях, выраженных в порой бесноватых поступках героини, постепенно сходящей с ума из-за отсутствия внимания со стороны мужа.
В этом смысле роль Лоуренс — раздолье. Актриса демонстрирует широчайший актерский диапазон — это ее лучшая работа за долгие годы. Однако сильной драматургии картине все же не хватает: фильму хорошо бы уложить мысли в более структурированную форму. Но если вам нравится плутать в различных интерпретациях, «Умри, моя любовь» — подходящее зрелище.
Оценка Time Out — 6 из 10
«Стометровка», реж. Кэндзи Иваисава, 12+

В школьные годы Тогаси был отличным бегуном стометровок. Он подавал большие надежды, рассчитывал на место в сборной Японии и новые рекорды. Тогда же парень взял шефство над одноклассником Комией, который мечтал о том же, но не обладал техникой. Спустя годы первый перестал двигаться вперед, а второй начал обновлять национальные рекорды.
«Стометровка» — необычное аниме хотя бы потому, что выходит за рамки 2D-анимации, а некоторые сцены созданы с помощью ротоскопирования — техники перерисовки отснятой кинопленки с участием реальных актеров. История охватывает несколько десятков лет и хотя концентрируется в первую очередь на Тогаси, посвящена и другим бегунам. Каждый из них по-своему готовится к состязаниям и проходит собственный путь к победам.
В общих чертах — это аниме не только и не столько про спортивную конкуренцию, сколько про устройство жизни. Картина наследует традиции британских фильмов «Одиночество бегуна на длинную дистанцию» и «Огненные колесницы», которые также находят в беге синонимичность жизненному пути. С той лишь разницей, что режиссер-самоучка Кэндзи Иваисава сравнивает его со стометровкой — жизнь коротка, и ради мига счастья человек готов годами бороться и совершенствоваться. Или отступать в самый последний момент — выбор есть всегда.
Оценка Time Out — 7 из 10