Векна наносит ответный удар: рецензия на первые эпизоды финала «Очень странных дел» | Кино | Time Out

Векна наносит ответный удар: рецензия на первые эпизоды финала «Очень странных дел»

Мария Ракитина   1 декабря 2025
4 мин
Векна наносит ответный удар: рецензия на первые эпизоды финала «Очень странных дел»
Фото: архив пресс-службы
26 ноября на Netflix вышла первая половина финального сезона «Очень странных дел». Главный ностальгический сериал нашего времени приобрел эпический размах и собрал у экранов, кажется, вообще всех. Кинокритик Мария Ракитина делится впечатлениями о первых эпизодах.

Действие происходит осенью 1987 года — спустя 18 месяцев после того, как суперзлодей Векна разорвал границу между реальностью и Изнанкой. Антагонист скрылся в альтернативной реальности, а Хоукинс превратился в зону отчуждения. Военные, охраняющие исследовательский центр, ввели строгий карантин для жителей городка. На спецназовцев запреты не распространяются: они устраивают экспедиции в Изнанку и ищут Одиннадцатую. 

Друзья-школьники Майк, Лукас, Уилл и Дастин систематически нарушают действующие ограничения. Ребята помогают Нэнси, Стиву и Робин организовать рейд в Изнанку. В это время их подруга Одиннадцатая усердно тренируется, чтобы вместе с соратниками сразиться с Векной. 

В 2016 году сериал братьев Даффер запустил волну ностальгии по 1980-м, которая растянулась на десятилетие. Оммажи «Балбесам», «Чужим», «Инопланетянину» Спилберга, культовым слэшерам, а также взаимосвязь сюжета с настольной игрой «Подземелья и драконы» сделали «Очень странные дела» любимым шоу нердов и адептов поп-культуры. 

Герои-подростки взрослели под хиты The Clash, Синди Лопер и Кейт Буш, дружили так же преданно как «Неудачники» из «Оно» Кинга и отважно сражались со злом из другого измерения. Запоминающиеся типажи — от девочки со сверхспособностями до плейбоя-няньки, — обаятельные актерские работы и идеальный каст только укрепляли доверие аудитории к сериалу. 

«Очень странные дела» постоянно экспериментировали с жанром. Они начинались как имитация хорроров 1980-х и произведений Кинга («Воспламеняющая взглядом» и другие), но со временем превратились в апокалиптический микс «Людей Икс» и «Гарри Поттера». Четвертый сезон многое взял от «Кошмара на улицы Вязов», который в видении Дафферов стал фантастическим эпиком. Финальный сезон черпает вдохновение в детском романе «Излом времени» и в то же время, на радость фанатам, обращается к истокам сериала. 

В пятом сезоне Дафферы возводят в абсолют элементы, за которые зрители и полюбили «Очень странные дела»: больше, круче, масштабнее. Одиннадцатая развила сверхспособности и научилась летать. Монстры-демогоргоны обрели небывалую мощь, благодаря чему сериал получил лучшие батальные сцены. Изнанка, откуда эти чудовища родом, разрослась до невероятных масштабов. Аномалии Хоукинса стали еще более обоснованными с точки зрения квантовой физики. 

Поклонники сериала отмечают, что финальный сезон приближен к поттериане, и поэтому теряет в оригинальности. История взаимодействия Уилла и Векны действительно напоминает противостояние «мальчика, который выжил» и Волан-де-Морта, но пусть вас это не смущает. Прямые параллели с «Орденом Феникса» сериал маскирует за динамичной подготовкой героев к предстоящему сражению. 

В первой половине сезона друзья и союзники Одиннадцатой активно ведут подпольную деятельность против военных и гостей из Изнанки. Сопротивление героев карантину и коварному плану Векны разыграно так, что зритель не успевает обращать внимания на сюжетные совпадения с поттерианой. Да и вообще обвинять «Очень странные дела» в плагиате — дурной тон. Шоу искусно вплетает отсылки к классике 1980-х и 1990-х в канву повествования, так что его поп-культурная мозаика выглядит органично. 

Заключительная глава «ОСД» располагает и серьезным подходом к психологии персонажей. С течением времени любимые герои не превратились в шаблонные статуи, а остались живыми людьми с травмами. А в предкатастрофическом сеттинге внутренние кризисы, тревоги и сомнения персонажей весят намного больше, чем в приключенческой обстановке первых сезонов. Вдобавок, Дафферы ввели в сюжет парочку свежих и подзабытых лиц. 

Крови и жестокости, как и экскурсов в мультивселенную Векны, в пятом сезоне ощутимо больше, чем в предыдущих. Никогда не знаешь, кому из персонажей демогоргон разорвет глотку в следующую секунду. От агрессии Векны не застрахован никто. Интересно, что в финале большую часть времени мы видим антагониста в человеческом обличии, поэтому его появление в чудовищной форме внушает неожиданный ужас.

Главное достоинство пятого сезона кроется не только в энергичном жонглировании всевозможными пасхалками, но и в его эпических масштабах. Прямо на наших глазах «Очень странные дела» трансформируются в голливудский блокбастер о столкновении человечества с инородной угрозой. Сумеют ли братья Даффер удержать планку зрелищности — узнаем на католическое Рождество. Но, судя по первой половине финала, сериал сильно повзрослел, но при этом не потерял актуальность.

Возрастное ограничение: 16+