Рецензия на фильм «Реликвия»
Эдне (Робин Невин) уже за восемьдесят. Она живет в одиночестве в лесной местности, где-то в австралийской глубинке, и старый дом кажется слишком большим для своей единственной обитательницы.
За Эдной приглядывают соседи и местные полицейские. Несколько дней о ней никто ничего не слышал — кажется, пора звонить ее дочке по имени Кей (Эмили Мортимер). Та живет в Мельбурне и вся погружена в работу: мать она навещает несколько раз в год, да и звонит ей не каждую неделю. В качестве моральной поддержки также привлекается внучка Сэм (Белла Хиткот).
После нескольких дней безрезультатных поисков бабушка возвращается домой как ни в чем не бывало. На груди разрастается страшный синяк: откуда он взялся и где она вообще бродила все это время, Эдна не в состоянии рассказать. Дочка начинает всерьез задумываться о том, чтобы сдать маму в дом для престарелых, а внучка уверена, что бабуле просто нужно немножко отдохнуть и все само собой наладится.
Ночью же в доме постоянно слышны скрежет, стук, топот и другие пугающие звуки. То ли половицы старые и стены гниют, то ли здесь поселилось зло, которое угрожает трем поколениям женщин.
![](https://ceditor.setka.io/clients/ihN63X3GPpwHGoUWGJ3XfC32GauJoi5d/post_images/-8iBTxIbtJjoqxYSGfIRSg.png)
После нескольких страшных короткометражек молодая австралийка Натали Эрика Джеймс смогла привлечь солидный продюсерский состав для своего дебютного полного метра. Ее поддержали Джейк Джилленхолл и братья Руссо (режиссеры, среди прочего, всех частей «Мстителей»). Потому в независимом хорроре и появились три известные актрисы в центральных ролях.
«Реликвия» прекрасно вписывается в ряд хорроров нового поколения, пытающихся не только напугать, но и поговорить о социальных или общечеловеческих проблемах. В случае с австралийской картиной это деменция и отношение к пожилым людям в целом. Перед нам три женщины, три разных поколения, три разных этапа жизненного цикла. Кто-то уже, к сожалению, вступил в тот возраст, когда не в состоянии сам ухаживать за собой; кто-то понимает, что происходит, и пытается понять, как правильно поступить в столь щекотливой ситуации; кто-то пока наблюдает за происходящим вроде бы со стороны, но на самом деле прекрасно осознает, что и ее это коснется очень скоро. Вот оно, будущее, которое сегодня ты видишь в лице матери или бабушки. И подготовиться к нему трудно: жизнь вообще слишком быстротечна.
![](https://ceditor.setka.io/clients/ihN63X3GPpwHGoUWGJ3XfC32GauJoi5d/post_images/VUQIeWwKmo2GZKBRyRZrzQ.png)
Первая работа Джеймс — хоррор по всем формальным признакам . Основное действие развивается в ночи: герои словно бы пропускают светлое время суток, понимая, что все самое главное произойдет, когда сядет солнце. Сам дом завален не поддающимся описанию хламом — багажом прожитых лет, счастливых и не очень. Жилище Эдны одновременно и живое доказательство ее старости (стены, потолок и пол дряхлеют и гниют вместе с ней), и классический способ нагнетания тревожной атмосферы. Дочка и внучка, особенно последняя, то и дело теряются в нем, натыкаясь на очередную коробку с воспоминаниями. Дом — главный союзник бабушки: вместе с ней он образует команду, противостоящую более молодым поколениям. Они здесь гости, чужие, их никто тут не ждал. Это клетка, предназначенная для медленного угасания одинокого человека.
Впрочем, сдавая пожилых родственников в специальные учреждения, не обращаются ли дочери и сыновья с ними, как с накопившимся хламом, которому пора отправиться на свалку времен? Или же старость притягивает к себе кровными узами и чувством вины? Молодым нужно примириться с этим и двигаться дальше: ушедшего времени уже не вернуть.
![](https://ceditor.setka.io/clients/ihN63X3GPpwHGoUWGJ3XfC32GauJoi5d/post_images/wXE-HpQzAJ4aSqysqWGjWw.jpg)
Мастерски сделанная «Реликвия» выдержана в едином стиле. Мрачные серые пейзажи, в которых невозможно угадать Австралию. Скрипучая и неуютная музыка достигает максимальной интенсивности в кульминационные моменты. Наконец, темные клаустрофобические закоулки неприветливого жилища. С другой стороны, множество деталей прошлого Джеймс оставляет на обочине истории, никак их не раскрывая и используя в качестве таинственных артефактов. В конце концов, это же хоррор, ему положено пугать! И с этой задачей картина справляется лишь отчасти. Да, неторопливый ритм — осознанное художественное решение, но по-настоящему пугающих эпизодов катастрофически мало, а градус напряжения так и не достигает положенных высот.
Дебют австралийской постановщицы задает неоднозначные вопросы и не боится сложного стыка драмы и хоррора. А финальная сцена вообще меняет привычное представление о концовках фильмов ужасов. Обнадеживающее начало творческого пути!
![](https://ceditor.setka.io/clients/ihN63X3GPpwHGoUWGJ3XfC32GauJoi5d/post_images/chBAVqcIgyCipBou_u5L6w.jpg)