Траншеи, довоенное и послевоенное времена: 4 фильма Даниса Тановича, где действия происходят в Боснии

Траншеи, довоенное и послевоенное времена: 4 фильма Даниса Тановича, где действия происходят в Боснии

Виктория Савина   3 апреля 2020
5 мин
Траншеи, довоенное и послевоенное времена: 4 фильма Даниса Тановича, где действия происходят в Боснии

На этой неделе в прокат должна была выйти новая картина Даниса Тановича «Убийства по открыткам», но в связи с самоизоляцией премьеру перенесли на 25 июня. Для Тановича куда ближе темы Боснийской войны, а также довоенного и послевоенного устройства на родине. Он лично снимал действия армии Боснии и Герцеговины, а из-за осады в Сараево был вынужден прервать учебу в Академии театрального искусства и уехать в Бельгию. Time Out рассказывает о четырех фильмах режиссера, где действия происходят в Боснии.

Ничья земля (No Man's Land, 2001)

События происходят в 1994 году. Группа боснийских солдат попала под обстрел сербских военных, после которого выжить удалось только Чики (Бранко Джурич) — впоследствии он укрылся в заброшенной траншее. Сербы послали туда на разведку двух людей, один из которых подложил под одного из убитых боснийцев прыгающую мину. Чики воспользовался моментом и открыл по противникам огонь. В результате одного он убил, а второго, молодого и неопытного Нино (Рене Битораяц), лишь ранил. Ситуация осложнилась, когда выяснилось, что заминированный солдат по имени Цера (Филип Совагович) еще жив.

История Тановича, которая получила «Оскар» и «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке, больше похожа на печально анекдотический сюжет для какой-нибудь пьесы. Два врага предаются бессмысленным спорам, балансируя между перемирием и еще большей ненавистью. Кажется, что этот театр абсурда так и будет продолжаться до самого конца. Но постепенно фокус переводится на миротворцев ООН, которые вместо того, чтобы бросить силы на помощь Цере, предпочитают бездействие.

С минимумом локаций фильм отлично передает уровень проводившейся пропаганды, абсурдность происходящего и образы военных, которые сами не знают, за что ненавидят противника и кто начал войну. Композиции для фильма Танович писал сам, а в качестве оператора выступил Вальтер ван ден Энде.

Цирк «Колумбия» (Cirkus Columbia, 2010) 

Сорокалетний хорват Дивко (Мики Манойлович) после двадцатилетнего отсутствия возвращается в родной город из Германии, куда бежал из социалистической Югославии, чтобы уклониться от военного призыва. Новый мэр города, хорватский националист и давний друг Дивко, помогает ему вернуть в собственность дом, а жену Люцию (Мира Фурлан) и сына Мартина (Борис Лер) вышвырнуть на улицу. Люцию и Мартина заселяют в обшарпанную квартиру, а Дивко планирует оформить развод с женой и начать новую жить с любовницей Азрой (Елена Ступлянин). Однако вскоре у Дивко просыпаются отцовские чувства к Мартину, у того завязывается роман с Азрой, а в это время на пороге стоит война.

В картине отражено мирное время, но тревога и беспокойство от этого не становятся меньше. Мэр ведет активный передел собственности, его громилы избивают прежнего мэра-коммуниста, когда тот пытается протестовать, в город уже пробирается пропаганда, а некогда близкие друзья вот-вот встанут по разные стороны баррикад. Самой войны мы не увидим — только взрывы в казармах в финале на фоне примирения близких людей, о судьбах которых остается только гадать.

Официально фильм выдвигался от Боснии и Герцеговины на соискание «Оскара» в категории «Лучший зарубежный фильм», но на этот раз картина не вошла в финальную пятерку номинантов. Лента выдержана в той же аутентичной манере, что и «Ничья земля», и также снята Вальтером ван ден Энде.

Эпизод из жизни сборщика железа (Epizoda u zivotu beraca zeljeza, 2012)

Цыганская семья живет вдали от городских центров Боснии и Герцеговины. Назиф продает старые автомобили дилерам металлолома, а беременная Сенада занимается домашним хозяйством и заботится о двух маленьких дочерях. Однажды она чувствует резкую боль в животе, после чего муж отвозит ее в клинику. Там Сенада узнает, что нуждается в срочной операции, так как у нее случился выкидыш. Однако страховки у нет, а за услуги больница требует круглую сумму, которой семья не располагает.

Картина соткана из домашней и рабочей будничности, которая постепенно перерастает в безнадежные мытарства по больницам, где скорее пошлют домой помирать, чем окажут помощь без предварительной оплаты. На руководство больницы не могут повлиять ни благотворительные организации, ни социальные службы. На ум сразу приходит картина «Смерть господина Лазареску» Кристи Пую.

Примечательно, что Танович при создании фильма вдохновился газетной историей, а непрофессиональные артисты разыграли перед камерой взаправду произошедшую с ними историю. Назиф Мужич даже получил в Берлине «Серебряного медведя» за лучшую мужскую роль. Камера оператора Эрола Зубцевича фиксирует реальную нищету, которую Назиф оценивает хуже, чем то время, когда он был на войне. Однако в этом будничном аду найдется место любви, сочувствию и взаимопомощи, которые помогут со скрипом пройти этот эпизод жизни. Но какой последует далее в этом порочном круге?

Смерть в Сараево (Smrt u Sarajevu, 2016)

Действие картины происходит в фешенебельном отеле «Европа» 28 июня 2014 года. Ровно сто лет назад в Сараево Гаврилой Принципом был убит эрцгерцог Франц Фердинанд. Отель готовится принять делегацию дипломатов из европейских стран. В это время на крыше беседуют телеведущая Ведрана (Ведрана Сексан) и современный тезка Гаврило Принцип (Мухамед Хаджович), а персонал гостиницы из-за систематических невыплат готовится к забастовке.

Бомбы больше не взрываются, выстрелы больше не звучат, с крыши отеля видны свежие строения Евросоюза, а сам отель кажется вот-вот лопнет от переизбытка лоска. А если присмотреться? Находящийся на грани банкротства директор гостиницы Омер (Изудин Байрович) якшается с гангстерами, чтобы поддерживать экономику заведения. Его сотрудники лишены зарплаты, а лидер забастовки сталкивается с подосланными бандитами. Людям было дано обещание о светлом будущем, но насколько оно выполнено? Танович рассуждает о том, какие изменения произошли в обществе и системе со времен Боснийской войны, а также с момента убийства эрцгерцога.

Фильм также был снят оператором Эролом Зубцевичем и участвовал на Берлинском фестивале. На этот раз картина снискала «Серебряного медведя – Гран-при жюри» и «Приз ФИПРЕССИ – конкурсная программа», а также номинировалась на «Золотого медведя».