Ограбление, стихи на мусорной куче и лучшая роль Александра Кузнецова: зачем смотреть драму «Большая поэзия»

Ограбление, стихи на мусорной куче и лучшая роль Александра Кузнецова: зачем смотреть драму «Большая поэзия»

  2 декабря 2019
4 мин
Ограбление, стихи на мусорной куче и лучшая роль Александра Кузнецова: зачем смотреть драму «Большая поэзия»

28 ноября вышла в прокат одна из лент-фавориток последнего «Кинотавра» драма Александра Лунгина «Большая поэзия» – вестерн московских окраин, где в каждом кадре звучит рэп. По сюжету два друга-инкассатора, живущие на окраине города и посещающие поэтический кружок в доме культуры, совершают дерзкое ограбление банка. Time Out выяснил у продюсера картины Веты Кречетовой из кинокомпании «Адрес-фильм», что стоит знать о фильме до похода в кино.

О жанре

«Большая поэзия» — один из самых оригинальных фильмов этого года, принесший на фестивале «Кинотавр» Александру Лунгину приз за лучшую режиссуру, а Александру Кузнецову — за лучшую мужскую роль. Он неразрывно связан с традицией классического нуара, критики также дают ему жанровое определение «арт-мейнстрим», сам же режиссер называет свою работу «меланхолическим вестерном», первые кадры которого отсылает к началу «Дикой банды» (1969), а финал — довольно точная инверсия картины «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» (1969). Прокатчики, чтобы не углубляться в детали, приклеили к фильму несуществующий ярлык «умный боевик».

О локации, где проходили съемки

Фильм снимался в подмосковной Некрасовке: рядом с жилым кварталом расположена живописная куча мусора, а с холма свалки открывается прекрасный вид на этот пост-индустриальный пейзаж. Местные жители называют окружающие эту гору мусора дома «первой линией». Район нас очень вдохновил. В съемках на большой помойной горе было много сложностей, например, мы поднимались наверх в карьерных самосвалах VOLVO, один из них я — продюсер фильма — водила сама, мы перевозили наверх технику и участников съемочной группы прямо в кузовах этих карьерных самосвалов.

О таланте Александра Кузнецова и противостоянии героев

В сцене интервью Виктора (Александр Кузнецов) известному блогеру — по сюжету, в этот момент герой понимает, что его позвали как клоуна — Виктор спрашивает: «Ад хотите увидеть?», достает из кармана военный нож и прибивает свою руку к столу. Нам нужно было убрать это подтормаживание в кадре, потому что человек не способен сам себе сделать больно, инстинктивно замедляя удар. Мы у ножа обрезали лезвие, чтобы подставить его на графике. Но Саша взял нож с этим отрезанным лезвием, размахнулся и со всей силы ударил себя ножом в ладонь, никакая графика не потребовалась. Потому то удар сильный и видно что человек со всей силы бьет себя ножом в руку, и так он сделал три раза. Мы заливали рану перекисью, дули на нее, и он снова шел в кадр.

Противостояние в кадре двух главных героев получилось очень ярким и пронзительным, Сначала на роль Виктора взяли Сашу Кузнецова, а когда появился Алексей Филимонов в роли Лехи, Саша напрягся — потому что это очень серьезный актер. В фильме Саша играет роль Виктора, который увереннее и спокойнее Лехи, в жизни все наоборот — Филимонов взрослее и мудрее. Но потом они подружились.

О курьезах на площадке и ЧОПе

У нас на площадке в сцене врезания машины в машину неправильно сработала пневмопушка и она подбросила газель, в которую как бы врезается машина, на три метра вверх. В группе мы называли этот эпизод «Трансформеры — месть павших». В некоторых автомобильных сценах синий автобус в котором ездят Леха и Витя, группа толкала руками, потому что он был старый и постоянно выходил из строя. А машину продюсера картины, которая снималась в фильме как машина Цыпина, конфисковали через неделю после съемок, так как оказалось, что у нее серьезный криминальный бэкграунд и она была куплена по поддельным документам.

«ЧОП Кречет» тоже не просто так получил свое название (кстати, в картине снимались настоящие инкассаторы, участники боевых действий в «горячих точках» от Афганистана до Сирии и востока Украины). Это фамилия продюсера фильма, очень злого и строгого — Кречетовой Виолетты.

О петухах, которые не пострадали

По сюжету оба героя, вернувшись с войны, в свободное время ходят на петушиные бои в местное общежитие гастарбайтеров и в кружок поэзии. Когда режиссеру потребовалось снять сцену с поверженным петухом, он решил, что нужно вызвать ветеринара и временно усыпить птицу. На площадку приехал ветеринар, который отказался это делать, предложив гастарбайтерам просто свернуть нашему герою шею. Оказалось, что у петухов сердце сокращается в полтора раза быстрее, чем у нас, и они не просыпаются после наркоза. Съемочная группа стала думать, как же решить задачу и оставить петуха в живых. Выяснилось, что петухи, если закрыть им глаза, впадают в кататонический ступор и некоторое время лежат неподвижно. При съемках петушиных боев ни один петух не пострадал!