Рецензия на фильм «Извините, мы вас не застали»

Рецензия на фильм «Извините, мы вас не застали»

Виктория Савина   31 октября 2019
3 мин
Рецензия на фильм  «Извините, мы вас не застали»

Рикки Тернер переживает не лучшие времена – начиная с кризиса 2008 года его семья едва сводит концы с концами. В погоне за лучшей жизнью Рикки решает стать частным предпринимателем: он покупает франшизу у службы доставки, и теперь вынужден  работать сверхурочно, чтобы закрыть сделку. Сказки о счастливой жизни развеялись, когда жизнь Рикки превратилась в четырнадцатичасовой рабочий ад. Герой как проклятый развозит товары по городу, а взамен получает лишь плевки и претензии от вечно недовольных клиентов. К тому же он не имеет права возить посторонних в фуре, менять маршрут или даже взять выходной, потому что на замену не соглашается ни один сотрудник. Вот оно – рабство под красивым названием «работа на себя».

Кажется, ни для чего больше места в жизни Рикки просто нет — но дома его ждут жена, рабочий график которой ничуть не лучше, и дети, предоставленные сами себе. Семья всеми изо всех сил пытается удержаться на плаву, и время от времени есть надежда на счастливый конец: она чувствуется в полном любви диалоге отца и дочери или в сцене праздничного ужина, когда семья вновь становится единым целым. Но недопонимание и накопившиеся взаимные упреки берут свое. За каждым душевным подъемом следует в два раза глубже яма, а зритель все задается вопросом, сможет ли семья выбраться из этих зыбучих песков. 

Кен Лоуч не раз заявлял, что снимает свою последнюю картину, но, к счастью, непотопляемый классик стабильно радует зрителей новыми работами каждые два-четыре года. И это неудивительно — в мире постоянно происходят провокационные события, и Лоуч, будучи выходцем из шахтерской семьи и борцом за социальные права, просто не может остаться в стороне. Только доносит он свое слово не через кричащие лозунги, а с помощью искусства — остросоциального кино в лучших традициях Джона Шлезингера. 

Режиссер подробно рассматривает каждый болтик в механизме под названием «жизнь рабочего класса». Его героями уже были мальчик из шахтерской семьи («Кес»), девочка-подросток, борющаяся за свободу («Семейная жизнь»), плотник, отстаивающий свои права («Я, Дэниел Блейк»), и крестьяне периода Гражданской войны («Ветер, который качает вереск»). В каждом персонаже режиссер показывает зрителям личность — ту самую, которую в современном обществе принято не замечать, особенно когда речь идет о низших слоях населения. Чтобы придать своим героям большей правдоподобности, режиссер часто снимает непрофессиональных либо начинающих актеров — на них нет лоска глянца, и зачастую они куда лучше передают своих персонажей. Отчасти в этом и есть секрет успеха Лоуча – его героям безоговорочно веришь.  

Режиссер не изменил себе и в этот раз, сняв драму, в центре которой жизнь среднестатистического работяги — курьера службы доставки из интернет-магазинов. Надо сказать, это одна из самых подходящих профессий для того, чтобы показать, насколько люди беззащитны перед системой и махиной бюрократии — особенно в свете недавних скандалов по поводу чудовищных условий и систематических недоплат в «Амазоне». Зритель видит скрупулезно воссозданную реальность Рикки Тернера, вплоть до стоимости аренды фуры, варварских штрафов и жесткого распорядка дня. 

Раз за разом Кен Лоуч отправляет своих героев на поле боя, откуда они раз за разом возвращаются побежденными. И то не только вопрос ничтожных социальных гарантий, но и вопрос человечности: мы живем в мире, где никому ни до кого нет дела, а больше всего ценятся деньги и время — и в этой ситуации глупо надеяться, что работодатель вдруг просто станет лучше, а система начнет работать на благо людей. Но, возможно, несколько капель доброты каждый день постепенно подточит эту глыбу? Лоуч, обнажая социальные проблемы, не призывает сразу лезть на баррикады — но предлагает начать с малого, чтобы постепенно ситуация могла измениться. И тогда, возможно, у режиссеров появятся больше оптимистичных тем для остросоциального кино.