Аналитика: россияне стали заказывать праздничную еду

Аналитика: россияне стали заказывать праздничную еду

  13 февраля 2019
5 мин
Аналитика: россияне стали заказывать праздничную еду

По данным компании Catery, в 2018 году россияне стали чаще заказывать кейтеринг на дом и в офис в праздничные дни по сравнению с 2016-17 гг.: количество заказов в офис выросло на 30%, на дом – на 20%. 

Стабильно наибольшей популярностью кейтеринговые услуги пользуются в новогодние праздники: доля заказов в данный период выросла на 10% за прошлый год. К другим наиболее распространенным поводам, по которым россияне предпочитают услуги кейтеринга готовке дома, относятся дни рождения, прочие календарные праздники и корпоративные мероприятия, в том числе регулярные. 

В Catery отмечают, что россияне стали тратить на праздничный кейтеринг больше денег: средний чек вырос на 2000 рублей в 2018 году. В Москве средний чек увеличился на 25%, здесь же ожидаемо самые высокие траты на кейтеринг по России. Примерно 80% заказов –  в офис, из них не все заказы корпоративные, часто кейтеринг заказывают на персональные праздники сотрудников компании (дни рождения, например). Объем рынка корпоративного кейтеринга в России составляет $600 млн, из них 60% приходится на Москву, 20% на Санкт-Петербург, 20% на остальные города, в первую очередь – миллионники. 

Статистика Catery опровергает популярный стереотип о том, что в праздники заказывают в основном такие блюда, которые неудобно или дорого готовить дома – в праздничные дни заказывают все подряд. В Новый год россияне чаще берут брускетты с красной икрой и тарталетки с оливье. А тренд на мини-бургеры держится уже более года. В компании отмечают, что в 2018 году стало поступать в три раза больше запросов на здоровое питание по сравнению с 2016-17 гг. Чаще всего заказывают фруктовые и овощные наборы, безглютеновую и бездрожжевую еду, пинсу вместо пиццы. 

Если говорить о традиционных сервисах доставки готовой еды, то здесь лидируют суши и пицца: по данным исследовательской компании в сфере общественного питания NPD, на нее приходится 50% всех заказов. Согласно данному исследованию, с апреля 2017-го по март 2018-го года количество заказов пиццы выросло на 24%.  

Россияне предпочитают заказывать онлайн 

Согласно исследованию NPD, в 2016 году 39% доставок еды было сделаны в интернете, в 2017 эта цифра составила 46%, а с апреля 2017 по март 2018 года уже 58% заказов были выполнены онлайн. Специалисты обращают внимание, что в России количество онлайн доставок растет быстрее, чем в странах Западной Европы и США. Так, в крупных городах России в 2017 году число онлайн-заказов еды увеличилось на 60%, а уже в первом квартале 2018 года оно выросло на 7,3% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. 

Аналитики Catery отмечают, что заказы до 30 тысяч рублей, как правило, оформляются онлайн, но в корпоративном сегменте клиенты доверяют менеджерам, поэтому живое общение занимает существенное время. Заказ полноценного кейтеринга с большим чеком на дом или в офис – более сложная процедура, чем заказ пиццы или роллов, и зачастую требует устного обсуждения нюансов с менеджером, советов по меню. 

Преимущества кейтеринга 

К основным преимуществам услуг кейтеринга в праздничные дни специалисты относят, в первую очередь, экономию сил и времени, а также доступ к огромному ассортименту блюд из разных кухонь. Эксперты Catery посчитали, что на домашнем празднике себестоимость продуктов и трудозатрат для блюд более, чем на 5-6 человек, начинает превышать стоимость заказа кейтеринга на такое же количество человек.  

В числе преимуществ для корпоративного сегмента выделяется доступ к сотням ресторанов по одному договору, помощь в подборе меню, контроль исполнения заказа без непосредственного участия клиента. Большой выбор ресторанов и кейтерингов позволяет найти исполнителя даже на срочный заказ, приходящийся на пиковый сезон, когда многие рестораны уже не принимают заказы. Еще одним преимуществом кейтеринговых служб по сравнению с традиционными средствами доставки еды считается большая надежность выполнения заказа точно в срок. 

Барьеры 

Эксперты Catery называют несколько главных барьеров, которые мешают сегодня россиянам без предубеждения относиться к услугам кейтеринга:  

  • Стереотип о том, что по праздникам дома обычно готовит женщина на кухне, а в офис можно принести салаты из дома.
  • Качество еды. Пользователи не верят, что к ним приедет именно то красивое блюдо, которое изображено на картинке на сайте, или что еда будет свежей. Однако свежесть блюд – одно из основных правил работы кейтеринговых служб. Заказ, как правило, оформляется заранее, все продукты закупаются свежими, и заказ уходит, что называется, "из-под ножа". При перевозке готовых блюд используются морозильные машины и термосумки. Сам по себе фуршетный формат подразумевает, что основная часть блюд не требует разогрева и особых условий транспортировки.  
  • Цена. Существует стереотип, что кейтеринг на дом – это дорого, потому что такой формат в сознании россиян обязательно ассоциируется с банкетом, арендой помещения, официантами, возможность заказать доставку без обслуживания не учитывается. Кроме того, пользователи опасаются, что при заказе на маркетплейсе приходится переплачивать.  
  • Россияне пока не до конца верят в автоматические системы заказа и стремятся подтвердить заказ в живом общении. 
  • Сложности выбора. Пользователям тяжело выбирать из традиционного кейтерингового меню на 5+ человек, т.к. зачастую не бывает детализации меню и готовых сетов. В Catery отмечают, что решить проблему можно за счет создания готовых сетов с подробно прописанным набором блюд, которые пользуются большой популярностью. 

По результатам исследования McKinsey, в 2016 году на мировом рынке суммарный оборот сервисов доставки еды оценивался в €96,2 млрд. Это около 4% от рынка продуктов питания, продаваемых через рестораны и сети быстрого питания и примерно 1% от общего рынка. Согласно исследованию Target Global, в России общий объем рынка доставки продуктов питания в 2017 году составил $3,5 млрд, а рынок доставки готовой еды достиг $1,6 млрд. По данным Catery совокупный объем рынка кейтеринга составляет $1,2 млрд. Доля онлайн-сервисов при этом составляет менее 1%.