5 фильмов Бернардо Бертолуччи, которые лишили невинности Европу (и нас заодно)

5 фильмов Бернардо Бертолуччи, которые лишили невинности Европу (и нас заодно)

Ольга Маршева   27 ноября 2018
1 мин

26 ноября 2018 года не стало Бернардо Бертолуччи, великого режиссера и философа, умевшего снимать о чувственной любви так, как никто другой. «Фрэнсис Бэкон использовал краски как сперму. У меня вместо краски была пленка» — это его собственные слова. Недаром лучшие картины Бертолуччи обвиняли в непристойности, и подвергали цензуре — чтобы позже назвать шедеврами.

\"\"

«Последнее танго в Париже» (1972)

2/5

Бертолуччи был убежден, что фильм нужно снимать только о том, что тебя по-настоящему волнует «здесь и сейчас» — а его самого в начале 70-х волновала тема «любви на стороне» и сексуальной свободы. Его брак с актрисой Адрианой Асти, которая была старше Бернардо на семь лет и которая была его музой, как Анна Карина для Годара — сошел на нет, но расстаться по-хорошему никак не получалось. Так появилось «Последнее танго в Париже», самый известный и самый скандальный фильм маэстро.

Бертолуччи хотел, чтобы главную роль снова, как и в «Конформисте», сыграл Жан-Луи Трентиньян: ему казалось, что он нашел в актере свое экранное «альтер эго». Но Трентиньян, прочитав сценарий, заявил, что не собирается воплощать на экране чужие сексуальные фантазии. И тут появился Марлон Брандо, голливудская звезда и альфа-самец, который ничего не боялся, тем более в Европе.

Премьера «Последнего танго» сопровождалась двойным скандалом: во первых, Бертолуччи пришла повестка в суд — его фильм объявили порнографическим. Все копии фильма были изъяты из итальянских кинотеатров, а его самого лишили гражданских прав (включая право голосовать). В родной для режиссера Италии фильм был запрещен 14 лет — до 1986 года.

Другой скандал, казалось бы, локального значения — девятнадцатилетняя Мария Шнайдер фактически обвинила Бертолуччи и Брандо в изнасиловании. Знаменитая «сцена с маслом» не была прописана в сценарии — точнее, не было прописано само масло. И хотя половой акт был все-таки сымитирован, само использование этого продукта в качестве лубриканта не просто возмутило актрису — она почувствовала себя униженной. Сцену сняли с одного дубля, после премьеры Шнайдер перестала разговаривать с Бертолуччи.

Можно сказать, он легко отделался — если бы что-то подобное произошло в наше время, режиссера бы посадили.