Почему нельзя пропустить фестиваль «Новая драма»

Почему нельзя пропустить фестиваль «Новая драма»

Илья Панин   30 мая 2018
5 мин
Почему нельзя пропустить фестиваль «Новая драма»

В Центре им. Всеволода Мейерхольда 5 июня начинается театральный фестиваль «Новая драма». Спектакли привезут из Ростова-на-Дону, Алматы, Пенджаба. Time Out рассказывает, что покажут, и почему надо покупать билеты как можно скорее.

Что это за фестиваль?

У фестиваля современной пьесы «Новая драма» длинная и витиеватая история: в 2002 году его организовали Эдуард Бояков, тогда директор «Золотой маски», и недавно скончавшиеся основатели  Театр.Doc Елена Гремина и Михаил Угаров. В 2009-м из-за разногласий среди руководства фестиваль закрыли — и возродили лишь в 2017 году в Центре Мейерхольда.

По сути, фестиваль заточен на знакомство и продвижение современной драматургии — в том числе колючей, сложной для постановки, об которую режиссер может сломать зубы. 

В прошлом году на «Новой драме» Москва увидела пять постановок, и все они сейчас входят в репертуар ЦИМа. В этом — фестиваль разросся: в программе постановки есть и привозные спектакли, и читки, и встречи с драматургами, и диалог со зрителями.

Основная тема — диалог между Востоком и Западом. 

Почему обязательно надо идти?

Здесь представляют спектакли по пьесам, которые едва ли могут быть в тренде — для этого они слишком неудобны и некомфортны как для зрителя, так и для создателей. «Новая драма» — свежесть, свобода и жизнь на фоне душного консерватизма, архаики и «скреп». Это спектакли поиска, в которых авторы пытаются найти новый язык и форму. Фестиваль работает с новым и неизведанным, стремиться заглянуть в будущее. Он дает возможность получить пусть и местами тяжелый, вероятно, даже болезненный, но чрезвычайно важный опыт.

День первый: Вырыпаев и гражданская война

5 июня «Новая драма» откроется читкой новой пьесы одного из главных русскоязычных драматургов  Ивана Вырыпаева «Иранская конференция». Это текст о проблеме диалога между либеральным светским западом и консервативным религиозным востоком.

Читать будет художественный руководитель ЦИМа Виктор Рыжаков, режиссер, который стоял у истоков движения «новая драма» и уже 15 лет удивительным образом чувствует и ставит пьесы Вырыпаева. Его 
Также в первый же день (и еще 6-го) в маленьком (белом) зале пройдет перформанс индуса Абишека Тапара «Мой дом на пересечении». Тапар еще в детстве оказался в эпицентре гражданской войны (он жил в городе Пенджаб), возникшей из-за религиозных разногласий между индуистами и сикхами — это наложило отпечаток на всю его жизнь и творчество. Дом Абишека, разрушенный в ходе противостояния, встает призрачной тенью в его воспоминаниях.

День второй. Казахстанские Моисеи

6 июня в Большом зале покажут спектакль «Уят» казахстанской компании «АRТиШОК». Это постановка Галины Пьяновой, прошлогоднего лауреата «Золотой маски» в  номинации «Эксперимент». Пьесу написала украинский драматург Наталья Ворожбит: в ЦИМе сейчас по ее пьесе идет великолепный спектакль «Саша, вынеси мусор». «Уят» обращается к теме набирающего обороты традиционализма в Казахстане: молодые женщины, родившие вне брака, выбрасывают своих младенцев, чтобы сохранить уважение общества. 

День третий: Ростов и чудовища

7 июня состоится единственный показ мощнейшего спектакля «Ханана» (режиссер Юрий Муравицкий, драматург Герман Греков) из ростовского «Театра 18+». Постановка в жанре «русский гиньоль», гротескный театр ужаса и ада, обращающийся к народному низовому творчеству и смеховой культуре. При помощи системы кривых зеркал авторы раскопали  хтонических чудищ и жестокого демиурга, бросившего этот беспросветный мир на самоуничтожение.

Еще один спектакль — своего рода интрига. Это «Рождество» Никиты Бетехтина по одноименной пьесе, вошедшей в шорт-лист «Любимовки-2017». Автор текста — Антон Лоскутов, но на самом деле это псевдоним, а настоящий автор неизвестен. 

День пятый: Море, сосны, светопреставление

«Море. Сосны». 

8 июня спектаклей не будет — но следующий день компенсирует это с лихвой. 9 июня Саша Денисова представит спектакль «Море. Сосны» по повести недавно скончавшегося лидера движения «новая драма» Михаила Угарова.

«В спектакле Центра им. Мейерхольда мы попытаемся соединить и кино, и театр, и прозу. И море, и сосны, и «театр, в котором не играют» — знаменитую читку, фирменную угаровскую читку с ремарками. Для этого на сцену выйдут старые доковцы, ученики, и разбираясь с ироничным, поэтичным, нежным угаровским текстом, станут рассказчиками, античным хором, судьбой», — рассказывает про постановку сама режиссер.

Светопреставление «Сергей Калмыков».

9 июня можно будет увидеть еще одну работы из Алматы: Центр универсальных искусств ORTA привез Светопреставление «Сергей Калмыков». Это спектакль Рустема Бегенова по пьесе Екатерины Бондаренко о художнике-символисте Калмыкове.

Он был учеником Петрова-Водкина, позировал для картины «Купание красного коня», бежал из Петербурга, большую часть жизни провел в Алма-Ате, страдал шизофренией и умер в нищете. Калмыков вел дневники, где среди прочего составил инструкцию по созданию шедевра.

Спектакль исследует темы гениальности и отсутствия широкого признания. Единственная актриса в постановке Александра Морозова сама живет с биполярным расстройством, что помогает ей интуитивно работать с материалом «Светопреставления». 

День последний: Швейцарский врач и узбекский режисер

10 июня на сцене вновь пройдет постановка о Калмыкове, а затем фестиваль закроется спектаклем «Обет» режиссера из Узбекистана Тимура Шарафутдинова по пьесе швейцарца Доминика Буша. Главный герой, молодой швейцарский врач, спасает жизни африканцев, принося в жертву свою благополучную жизнь с семьей в Европе.

Это постановка, размышляющая об обете, долге, обещаниях и ответственности как перед самим, так и перед обществом.