«Взрослых не существует»: два мужчины-воспитателя детских садов о своей профессии
Главное

«Взрослых не существует»: два мужчины-воспитателя детских садов о своей профессии

30 марта 2018
7 мин
«Взрослых не существует»: два мужчины-воспитателя детских садов о своей профессии

Ассоциации с мужчиной в образовании, как с физруком или преподавателем по трудам постепенно уходят в прошлое. Педагоги-мужчины прочно заняли свою нишу не только в университетах и школах, но и с успехом штурмуют детские сады. TIMEOUT совместно с противовирусным препаратом Кагоцел, попробовал узнать, как изменилось начальное образование с появлением в нём воспитателей-мужчин. Оба героя нашего интервью работают в детских садах. Оба – разного возраста, каждый – со своей биографией, жизненным опытом и собственным путём, который привёл их в эту традиционно «женскую» профессию. И оба, как показывает интервью, справляются со своей работой и доказывают, что мужчина-воспитатель – это совершенно нормальная ситуация. Главное, чтобы человек любил то, чем он занимается, и умел делать это хорошо. А профессионализм от пола не зависит.

Ярослав, 24 года, школа-сад «Семейный Лад», Москва

Портрет воспитателя

Ярославу 24 года, он женат и очень любит свою жену. Также он любит пешие походы в горы, плавать, узнавать что-то новое, готовить и вкусно поесть. Любит живопись, рисует акварелью, играет на поперечной флейте.

Ярослав закончил вальдорфскую школу №1060 им. Пинского. Во время учёбы в школе он занимался лёгкой атлетикой, как-то раз даже занял второе место по Москве. После служил в армии, затем кем только ни работал – официантом, грузчиком, риелтором, поваром, сварщиком.

Путь в профессию

Однажды подруга попросила его подменить в детском саду воспитательницу, которая ушла в декрет. Ярослав согласился, а в результате временная работа превратилась в постоянную. Сейчас параллельно с работой Ярослав учится в институте на социального педагога-психолога.

Рабочий день

Расписание у Ярослава, по его словам, хорошее. Воспитатели приходят в 8 часов утра, заваривают чай на 2 группы, раскладывают кашу, режут сыр, готовят овощи на обед и фрукты на перекус. С 8:30 до 9 утра собираются дети, начинается музыкально-ритмическая часть, далее – завтрак. После завтрака – свободная игра.

Воспитательницы в саду учат детей – и мальчиков, и девочек – шитью, выпечке, изготовлению игрушек из шерсти, а Ярослав занимается со своими подопечными столярным делом, преподаёт уроки живописи, печёт с ними богатырский хлеб, а иногда ребята и воспитатель вместе делают мечи и луки.

Отношение окружающих

На вопрос о том, как относятся коллеги-женщины, дети и их родители, что говорят друзья и как реагируют незнакомые люди, когда он сообщает о своей профессии, Ярослав отвечает, что родители и коллеги рады тому, что у детей есть пример мужского мышления, поведения, поступков и силы. Если воспитателю нужно починить игрушки или мебель, просят, чтобы он сделал это в группе при детях.

Друзья Ярослава реагируют по-разному: кто-то по-доброму посмеивается, кто-то удивляется, а кто-то не скрывает восхищения. А в школах и детских садах всегда рады, когда приходит мужчина-учитель, особенно в младшие классы и группы.

Три главных цитаты:

1. «Моя работа очень интересная и, на мой взгляд, важная. С детства ребят воспитывают мама и бабушка, позже – воспитательница детского сада, ещё позже – учительница. Не у всех отцов есть возможность уделять необходимое количество времени детям. А из-за особенностей продолжительности жизни мужской части населения не у всех есть дедушки. Для детей же, особенно для мальчиков, важен мужской пример рядом».

2. «Самое сложное в моей работе — необходимость компенсировать вредоносное влияние некоторых ситуаций, окружающих ребёнка вне сада, а самое интересное – возможность наблюдать изменения, происходящие с детьми по мере взросления».

3. «Несмотря на стандартные игры про то, как рыцарь спасает принцессу, в детском саду, мы не учим девочек быть слабыми. Например, мы рассказываем им легенду про жену Ильи Муромца, деву-воительницу Поленицу, которая билась с богатырём, победила и только потом вышла за него замуж по собственному решению».

Ярослав Панасов, 46 лет, Монтессори-центр «Счастливый ребёнок», Москва

Совпадение или нет, но имя нашего второго героя тоже Ярослав. Чтобы не путаться, в дальнейшем будем называть его Ярославом-старшим.

Портрет воспитателя

Ярославу-старшему 46 лет, у него четверо детей, все – девочки, старшей 22 года, младшей — 6, и она ходит в тот же сад, где работает Ярослав. По этому поводу, говорит Ярослав, она считает себя там «королевой». Это осложняет работу, хотя отец и старается её не выделять.

Ярославу-старшему нравится исследовать мир вокруг и природу человека, его интересует всё, от философии и психологии до трудов Хокинга и Эйнштейна. Он любит поэзию Бродского, Цветаевой, Рождественского и Асадова (правда, сейчас много читать не получается, не то, что раньше). Ярослав любит ездить на своём мотоцикле, но после того, как начали появляться дети, пришлось начать возить всю семью на машине. Впрочем, дети растут, и сейчас воспитатель снова предвкушает открытие мотосезона.

Путь в профессию

До 2014 года Ярослав-старший занимался менеджментом. Непосредственно с детьми он начал работать после того, как прошёл обучение Монтессори-методу в Праге, под кураторством AMS (Американское Монтессори Общество – прим.ред.). Уже тогда Ярославу было очевидно, что Монтессори-педагогика использует не догматичный, а научный подход к развитию человека, во главе угла которого – наблюдение за ребёнком и его индивидуальностью.

После обучения Ярослав начал практику в детском саду, где до этого занимался только администрированием. Сейчас Ярослав работает воспитателем в Монтессори-центре «Счастливый ребёнок». Впрочем, обычный воспитатель, по словам Ярослава, не занимается преподавательской деятельностью, а просто ухаживает за ребёнком и прививает ему набор социальных навыков и привычек. Работа Ярослава заключается в обучении детей, поэтому его профессия называется «педагог».

Рабочий день

Утро в центре начинается со свободной работы с Монтессори-материалами. В течение трёх часов дети самостоятельно или с помощью преподавателя занимаются индивидуально, каждый с тем материалом, который ему интересен на данный момент. В конце этого времени вся группа собирается вместе, и Ярослав-старший рассказывает что-то интересное о географии, растениях, животных или строении человека. Затем следуют прогулка, обед, уборка, сон. Всё как в обычном детском саду, с той лишь разницей, что детей также вовлекают в дела сада: они, насколько могут, ухаживают за собой и за средой вокруг. А педагоги показывают, как справиться с той или иной задачей.

Отношение окружающих

Незнакомые люди удивляются профессии Ярослава, друзья советуются, как им поступать со своими детьми, а родители только поступивших в сад детей радуются тому, что с детьми занимается именно мужчина. Мужской подход в воспитании отличается от женского. Многие напрямую говорят Ярославу-старшему, что их детям не хватает общения именно с мужчиной. Коллеги-женщины относятся с уважением: Ярослав учится у них, они – у Ярослава, а в целом получается хороший сбалансированный коллектив, который полезен и детям, и самим педагогам. Сложно Ярославу приходится только с новыми взрослыми сотрудниками. Им нужно показать другой взгляд на ребёнка, отличный от традиционного. Когда приходят «трудные» дети, у взрослых вступает в силу их прежняя манера поведения, из-за которой взрослый не видит истинных причин поведения ребёнка. Приходится работать и с детьми, и со взрослыми, а это забирает много энергии.

Три главных цитаты:

 

1. «Устроиться работать педагогом совсем не сложно, мужчины в детском саду – редкость. Главное – любить детей и относиться к ним с уважением. Детям это идёт на пользу, поскольку 6-10 часов в день и мальчики, и девочки наблюдают не только модель поведения женщины, но и мужчины. А это важно для правильного представления о социуме».

2. «Самое сложное в работе – необходимость соблюдать выдержку с новыми детьми, которые не знакомы с правилами садика. Они либо избалованы вседозволенностью, либо зажаты из-за запретов. Как правило, границы их поведения выставлены неправильно, то есть там, где ребёнок мог проявить самостоятельность, ему запрещали, а где стоило поставить чёткую границу, наоборот, позволяли делать так, как он хочет».

3. «Пожалуй, самым большим открытием для меня лично стало осознание того, что взрослых не существует. Все мы накопили опыт – кто-то больше, кто-то меньше. Но если вспомнить себя в детстве и сравнить с теми, кем мы стали сейчас, то легко увидеть, что это один и тот же человек, со своими переживаниями и жаждой знаний. Он очень хочет быть успешным и быть принятым другими людьми, но не всегда знает, как правильно поступить. Хорошо, если с самого детства рядом находится тот, кто этому научит. Это и есть моя работа».

А Timeout и противовирусный препарат Кагоцел, который помогает взрослым и малышам от 3-х лет бороться с простудой, напоминает, что во время весеннего сезона особенно остро разыгрываются простудные заболевания. Для того, чтобы ваши дети не заразились в детском саду, лучше принимать профилактические меры заранее, не дожидаясь, когда ваш ребёнок превратится в грустного боляку.

Боляки среди нас

  • Спецпроект