Лучшее историческое кино

Лучшее историческое кино: список от Time Out

  8 августа 2016
11 мин
Лучшее историческое кино: список от Time Out

Исторические фильмы — словно машина времени, они позволяют нам заглянуть в прошлое, далекое и недавнее, погрузиться в ушедшую эпоху. Лучшее историческое кино, будь то боевик или мелодрама, покажет, как жили другие поколения, расскажет, что волновало людей в разные исторические периоды. Представляем список лучших исторических фильмов, которые стоит посмотреть всем любителям истории.

Список Шиндлера (реж. Стивен Спилберг, США, 1993)

Драма Стивена Спилберга, взявщая 7 премий «Оскар» в 1993 году. Реальная история Оскара Шиндлера — члена нацистской партии, преуспевающего бизнесмена, спасшего во время войны более тысячи евреев.

Соль Земли (Вим Вендерс, Франция, 2014)

Проникновенная документалка Вима Вендерса о мире глазами фотографа Себастьяна Сальгадо. 50-тысячный людской рой, копошащийся в надежде на лучшую жизнь в средневековых золотых шахтах бразильского местечка Сьерра-Пелада. Экскаватор, наполненный высушенными холерой телами покойников, — это уже Эфиопия, голод 1984 года. Индейцы из перуанских гор с испещренными жизнью лицами. Снова Африка — сотни тысяч тутси, бегущие от геноцида в Руанде: скромные пожитки на головах, смерть, отпечатавшаяся на лицах. «Эти снимки должен увидеть каждый — чтобы убедиться в том, что человечество ужасно», — произносит автор мелькающих на экране фотографий, великий без преувеличений бразилец Себастьян Сальгадо.

По-хорошему, каждый должен увидеть и посвященный Сальгадо фильм Вима Вендерса — и не только благодаря впечатляющей биографии бразильца, ответственного за некоторые из самых мощных снимков ХХ века, гуманиста, запечатлевшего немало жертв геноцидов и войн — и не меньше жертв капитализма, рабочих, фермеров, беженцев. Путь Сальгадо и правда завораживает — после ужасов Руанды фотограф пережил настоящий мировоззренческий кризис, разочарование в людях как таковых, но все же сумел найти новый способ существования и как человека, и как фотографа.

Но «Соль земли» — не только «жизнь замечательного человека». Это еще и размышление, попытка поиска ответа на вопросы о том, что значит быть творцом и из чего состоит настоящее искусство. Самую убедительную версию озвучивает один из индейцев, с которыми фотограф жил в конце 1970-х, — он называет бразильца посланником небес, призванным свидетельствовать о деяних людей на страшном суде. Фильм Вендерса, продолжая эту мысль, получился идеальным свидетельством уже о жизни самого Сальгадо. Небеса оценят.

Амадей (реж. Милош Форман, США, 1984)

Трагическая история Антонио Сальери от Милоша Формана. 8 премий «Оскар». При дворе императора Иосифа II роль придворного композитора исполняет Сальери. До той поры, пока не появляется отчаянно легкомысленный Вольфганг Амадей с его воздушными мелодиями и непристойными выходками.

Последний самурай (реж. Эдвард Цвик, США, 2003)

Фильм «Последний самурай» — исторический боевик с Томом Крузом в главной роли.  Это военная драма Эдварда Цвика по роману Джона Логана, получившая четыре номинации «Оскар». События фильма происходят в Японии 70-х годов девятнадцатого века. Американский военный офицер Нейтон Альгрен нанят Императором Японии для обучения его армии современному искусству ведения боевых действий. Император пытается уничтожить древних воинов-самураев, готовясь к более прозападной политике правительства.

Троя (реж. Вольфганг Петерсен, США, 2004)

Один из самых известных исторических фильмов про римлян. История человечества состоит из войн. Люди воевали ради власти, ради богатства и славы. Иногда люди воевали ради любви. В древней Греции страсть, вспыхнувшая между Парисом, наследным принцем Трои, и Еленой, королевой Спарты, положила начало войне, чуть не уничтожившей цивилизацию. Парис крадет Елену у её законного мужа, Менелая — такие обиды не прощаются. За честь Менелая вступается его брат, микенский царь Агамемнон, вокруг которого сплотились все народы Греции. Их цель — вернуть прекрасную Елену. Сам же Агамемнон затаил в душе другой умысел: получив под свою руку Трою, он окончательно утвердит подавляющее превосходство своей обширной империи. Однако окруженная мощными стенами, защищаемая армией, которой руководит царь Приам, а возглавляет могучий боец Гектор, Троя не сдастся просто так. Одержать победу над этой цитаделью может лишь один человек — Ахилл, величайший на свете воин. Высокомерный, своенравный и кажущийся неуязвимым Ахилл не зависит ни от кого и заботится только о своей триумфальной известности. Жажда славы толкает его к воротам Трои, но лишь любовь решит его судьбу. Два мира сойдутся в смертельной схватке. Тысячи бойцов падут на поле брани. Целый народ будет уничтожен ради любви.

Страсти Жанны Д'арк (реж. Карл Теодор Дрейер, Франция, 1928)

Немая французская драма 1928 года о последних днях жизни национальной героини Франции. Классика мирового кино. Действие фильма повторяет события инквизиционного суда над Жанной д’Арк: тщетные намерения заставить ее отречься от «ереси» — через допросы, пытки, провокации, подлоги, и финальную казнь.

Король говорит! (реж. Том Хупер, Великобритания, 2010)

Комедия про мужскую дружбу Колина Ферта с Джеффри Рашем по мотивам истории королевской семьи. В детстве Альберта (Колин Ферт) шпыняли по поводу и без все вокруг — от родителей и старшего брата Эдварда (Гай Пирс) до няни, а когда зашуганный ребенок начал заикаться, то в семье его стали называть не иначе как «Б-б-берти». Берти вырос, женился и стал герцогом Йоркским, но от заикания и стеснительности так и не избавился — из-за чего все его публичные выступления превращались в сущий ад для него и пытку вежливостью — для окружающих. К сорока годам окончательно разочаровавшись в услугах традиционной логопедии, сопровождаемый преданной супругой (Елена Бонэм Картер) Альберт постучит в обшарпанную дверь «специалиста по дефектам речи» и актера-любителя Л. Лога (Джеффри Раш). Доктор-самоучка первым делом усадит герцога на диван, заставит его грязно выругаться (матерок — единственное, что дается бывшему офицеру морской пехоты без запинки) и начнет копаться в богатом на скелеты прошлом королевской семьи, упрямо игнорируя просьбу не поднимать разговор на личные темы.
Дальнейшее общеизвестно: когда Эдвард предпочтет короне брак с разведенкой из Пенсильвании, заике Альберту придется взойти на престол — за два с половиной года до Второй мировой, а значит, и знаменитого обращения новоиспеченного короля к нации в ее канун. К тому моменту, впрочем, Лог уже почти избавит монарха от проблем с дикцией и уверенностью в себе — а заодно и успеет превратиться в его ближайшего друга. На эту мужскую дружбу и наводит фокус в своем фильме Том Хупер; более того, частная история двух невзрачных мужчин, одному из которых вдруг против его воли открывается дорога к величию, оказывается для него куда важнее истории с большой буквы. С последней режиссер уже провозглашенного лучшим британским фильмом года и ожидающего «оскаровской» инаугурации «Короля» обращается вольготно: Черчилль (в реальности до последнего поддерживавший Эдварда) получается у Тимоти Сполла добродушным дядюшкой-консильери, спорные решения Виндзоров (вроде торжественного приема по случаю Мюнхенского соглашения) замалчиваются, а все прочие обстоятельства и превратности большой политики идут на обогащение хроники борьбы Георга VI с заиканием то комическим, то сентиментальным подтекстом.

Империя солнца (реж. Стивен Спилберг, США, 1987)

Совсем еще юный Бэйл в роли тинейджера-британца, пытающегося выжить в хаосе, крови и жестокости Второй мировой войны. Умная, морализаторская и очень трогательная лента Спилберга получила приз Национальной ассоциации кинокритиков за лучший фильм и режиссуру, а ради Бэйла учредили даже специальную награду — «за выдающееся исполнение детской роли». Хорошее кино, правда, кто сможет смотреть этот тяжелый фильм глубокой ночью, неизвестно.

Гнездо жаворонка (реж. Паоло Тавиани, Витторио Тавиани, Италия, 2007)

Фильм об одной из самых жутких этнических катастроф в истории человечества. Одна из самых жутких этнических катастроф в истории человечества случилась в Турции во время Первой мировой войны. Тогда правительство Османской империи приняло решение избавиться от потенциально опасного армянского населения восточной части страны самым радикальным способом. Примерно миллион армян был просто вырезан, остальных депортировали в сирийские пустыни.

Именно об этих событиях и должен был рассказать фильм ветеранов итальянского кино братьев Тавиани. Они никогда не были авангардистами и историю геноцида завернули в привычную для себя обертку семейного романа. Большую часть экранного времени занимает крах одной большой армянской фамилии, которая жила в поместье «Гнездо жаворонка». Тема, безусловно, важная, и знать об этих событиях нужно непременно, но… На самом деле, тут довольно много разных «но» — в первую очередь, тот факт, что методы Тавиани здесь не годятся. Они хотят быть классиками, авторами эпосов, но пользуются самыми банальными приемами. К примеру, нарастающее чувство опасности для турецких армян изображают неожиданные брызги ярко-красной краски (назвать эту субстанцию кровью язык не поворачивается) на стекле — видение, преследующее героев. Сам жуткий материал массовой резни противится мелодраматизации и в открытую требует других средств. Куда ярче те же события описывались в подзабытом фильме Атома Эгояна «Арарат» — коренной армянин сумел зафиксировать до сих пор не проходящую боль своего народа и рефлексию по поводу событий вековой давности. Ну а «Гнездо жаворонка» справляется хотя бы со своей основной функцией — показать, что ничто не забыто. Хотелось бы верить, да только новости из Дарфура мешают.

Цветы войны (реж. Чжан Имоу, Китай, 2011)

Китайский режиссер Чжан Имоу снял военную драму с Кристианом Бэйлом в роли гробовщика, который в период японо-китайского конфликта выдавал себя за священника. Номинация на «Золотой глобус» в категории «Лучший иностранный фильм». Чжана Имоу («Подними красный фонарь», «Герой»), почитаемого китайского режиссера, в начале карьеры диссидента, а в 2008-м церемониймейстера пекинской Олимпиады, тема японской оккупации Китая волнует еще со времен дебютного «Красного гаоляна». Тогда история была выдуманная — и получила награды в Берлине и родном Пекине, теперь сюжет основан на реальных событиях — шансов на призы маловато. В 1935 году хамоватый американский гробовщик приезжает в китайскую католическую школу для девочек, чтобы провести похороны разорванного японским снарядом настоятеля. Следом туда же, спасаясь от оккупантов, подтягивается персонал элитного борделя «Нефритовый Сад» — в полном составе. И зверства японских захватчиков, и клип-презентация китайских проституток сняты с фирменной для режиссера щедростью в деталях и цветовой гамме. В итоге формально реалистическое (да еще и снятое по подлинным событиям) кино оказывается больше всего похоже на оперную вампуку — готика в «Цветах войны» готичнее Кельнского собора, а гейши сентиментальней и благородней христианских монахинь.

Спартак (реж. Стэнли Кубрик, США, 1960)

Яркая историческая драма американского классика по одноименной книге Говарда Фаста о непреодолимой тяге к свободе, которая заставляет Спартака поднять восстание рабов, ставшее важнейшей вехой в мировой истории. Кстати, Стэнли Кубрик взялся за постановку картины после того, как исполнитель главной роли Кирк Дуглас повздорил с режиссером Энтони Мэнном.

Последний император (реж. Бернардо Бертолуччи, Китай, 1987)

Драма Бертолуччи, основанная на биографии Пу И, последнего императора Китая. Лента взяла 9 премий «Оскар» в 1988 году. Сюжет фильма разделен на две биографические линии — описание жизни бывшего императора Китая и Маньчжоу-Го, а ныне заключенного №981 китайской тюрьмы, вспоминающего кадры своей жизни, начиная с детства и заканчивая взятием в плен советскими войсками в 1945 году.

Голос улиц (реж. Феликс Гэри Грей, США, 2015)

Музыкально мощная, но чересчур политкорректная драма о пути к успеху легенд гангста-рэпа N.W.A. «Лос-Анджелес, 1987 год», — для тех, кто по стрекоту полицейских вертолетов и традиционным гетто-пейзажам не узнал, сообщает начальный титр. Мелкий драгдилер Эрик Райт по кличке Eazy-E (Джейсон Митчелл), устав бегать от копов, решает вложиться в музыку — и дает товарищам по району, подростку-рифмоплету Айс Кьюбу (О'Ши Джексон-младший, сын рэпера) и талантливому диджею Дре (Кори Хоукинс), денег на студию. Стечение обстоятельств, остроумные тексты и пара полезных знакомств породят хит — альбом «Boyz-n-the-Hood», а затем и подлинную рэп-революцию.

Революционность созданной Кьюбом, Изи и Дре группы N.W.A. — не преувеличение: их радикальные, качовые хип-хоп-боевики стали первой классикой гангста-рэпа. Но вчерашних подростков из Комптона ждали не только миллионы продаж и толпы фанатов, но и внимание ФБР. Музыка N.W.A. была аудиоэквивалентом лос-анджелесских бунтов 1992 года (а в артикуляции требований — вроде «Fuck the Police» — их в чем-то даже вдохновила). Но в этом склонном к сентиментальности и скатывающемся в протяжную мелодраму о контрактных спорах фильме задетый группой нерв почти не звучит.

Ф. Гэри Грей покрывает историю N.W.A глянцем и показывает величие группы только тем фактом, что в кадре то и дело звучат ее песни. К тому же, похоже, стремятся и продюсеры — сами Дре и Кьюб, предстающие почти современными святыми (покойному Изи-И пороков и недостатков достается больше). И это в мире, в котором «Fuck the Police» — по-прежнему живой, актуальный слоган.

Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе  (реж. Оливер Стоун, США, 1991)

1963-й год. Весь мир шокирован известием об убийстве президента США Джона Кеннеди в Далласе. Пока вице-президент Линдон Джонсон принимает в самолете присягу на верность американскому народу, полиция задерживает бывшего морского пехотинца Ли Харви Освальда. Именно ему в скором времени будет предъявлено обвинение в убийстве. Множество несоответствий и ошибок в проведении расследования, а также гибель 12 ключевых свидетелей, приведут к появлению новых версий убийства. Энергичный окружной прокурор Джим Гаррисон проводит собственное расследование, в ходе которого он смог ответить на вопрос: Кто убил президента Кеннеди?