Профессия - балерина | Город | Time Out

Профессия — балерина

  17 марта 2016
6 мин
Профессия — балерина

Time Out побеседовал с солисткой Ростовского государственного музыкального театра и будущим балетмейстером Витой Мулюкиной о процессе подготовки к спектаклю, трудностях профессии и любви к современной музыке.


Белоснежка в исполнении Виты Мулюкиной

Вита исполняет ведущие партии в спектаклях «Белоснежка и семь гномов», «Ромео и Джульетта», «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Тщетная предосторожность» и одновременно учится в Академии русского балета имени Вагановой в Санкт-Петербурге на хореографа-постановщика. О том, как «войти в роль», совместить репетиции и спектакли с учебой и как справиться с профессиональным стрессом мы и поговорили с ней.

Вита, расскажите, что повлияло на Ваш выбор профессии? Почему решили стать балериной?

Я всегда была подвижным ребенком, любила танцевать. А определило выбор то, что я из музыкальной семьи: мама — аккордеонистка, а папа – скрипач. Именно папа повлиял на мою профессиональную судьбу – он всегда мечтал, чтобы дочь стала балериной, и в 5 лет отдал меня в балетную школу в Тольятти. Затем три года я ездила на обучение в Самарский театр оперы и балета, после чего окончила хореографический колледж в Уфе и получила приглашение в Ростовский театр.


Лиза, «Тщетная предосторожность»

Расскажите о процессе подготовки к спектаклю: с чего все начинается, и как долго длятся репетиции перед премьерой?

Подготовка начинается за месяц-два до премьеры. Для того чтобы войти в роль, мне нужно вначале прочитать произведение и внимательно прослушать музыку для спектакля, чтобы понимать, как выразить музыку и слова через движения. Затем отрабатываем техническую часть и как только вся хореография отточена до того, чтобы не задумываться над ней, уже можно работать над воплощением образа героини. Бывают, конечно, экстренные случаи, когда роль готовится меньше чем за месяц, но от этого качество исполнения может пострадать.


Джульетта

К скольким постановкам одновременно приходилось готовиться?

Бывает такое, что в день по три репетиции к разным балетам – утром к «Белоснежке», днем к «Дон Кихоту», вечером к «Ромео и Джульетте». Когда за день нужно меняться несколько раз, это сложно, но, с другой стороны, захватывает. Самое главное, в каждом образе быть разной: если ты испанка, значит движения страстные и яркие, а если кроткая девушка-крестьянка, то и стиль совершенно другой. Когда идет подготовка к разным спектаклям – важно не стать одинаковой, нужно разграничивать и четко представлять себе образ, который ты воплощаешь.

Вы сказали, что в день может быть по несколько репетиций к разным спектаклям, расскажите, как проходит Ваш обычный рабочий день?

Мой день начинается в 6:30-7:00 утра. В театр я всегда прихожу в 8:30, около часа разминаюсь, а в 10 утра у нас общий урок у станка – это обязательное занятие каждый день, чтобы проработать все мышцы. Иначе, если не разогреть мышцы как следует, репетировать сложные партии просто опасно. После класса начинаются репетиции. Обычно они расписаны до трех часов дня. Затем перерыв и с шести до девяти идут другие репетиции. Либо вечером даем спектакль.

Помимо работы балериной, вы сейчас учитесь на хореографа-постановщика, как удается совмещать репетиции, спектакли и учебу?

В перерыве с трех до шести я обычно занимаюсь своими постановками, ставлю номера в небольших залах. Иногда между репетициями занимаюсь лекциями, у меня даже здесь в гримерной есть конспекты. А иногда приходится и по ночам посидеть над книгами, которые беру в библиотеке.
На самом деле, мне очень помогают мои друзья, которые участвуют в постановках. Творческий процесс балетмейстерства сам по себе затягивает, а когда люди танцуют с желанием, то и работать проще, и устаешь меньше.

Китри, «Дон Кихот»

А выходные вообще бывают?

Да, выходной один – в понедельник, но учиться я стараюсь именно в этот день. Признаюсь, иногда хочется полежать на диване, посмотреть телевизор и никуда не идти, но просто отдыхать пассивно мне быстро надоедает. Я пробовала – не понравилось. (Смеется.) Все-таки лучше быть все время в движении.

Как же тогда отдыхаете и справляетесь с профессиональным стрессом?

У меня есть кошка, которая меня всегда встречает и лечит. Это мой антристрессовый секрет. (Смеется.) А когда совсем устаю, то просто отсыпаюсь. Сон – всегда лучшее лекарство.

Что сейчас ставите и что бы Вам хотелось поставить в качестве хореографа?

Сейчас я работаю над заданием своего мастера из Академии Вагановой —  «Леди Макбет». В этом спектакле мне хочется показать зрителям всю жестокость и грязь эстетически верно, чтобы зло не привлекало людей.
А что хотелось бы поставить… хороший вопрос! Вы знаете, я мечтаю поставить «Олесю» Куприна. Меня очень тронула интрига этой повести – трагичность сюжета и противоречивость главной героини, которая вызывает главный вопрос — является ли Олеся ведьмой или же она чистое создание?  И именно это противоречие я бы хотела отразить на сцене.


Китри, «Дон Кихот»

До вас кто-то уже ставил это произведение или нужно будет делать все с нуля, писать либретто?

В том-то и дело, что нет – меня привлекает то, что этого еще никто до меня не делал. Я не вижу смысла еще раз ставить классические спектакли – это прекрасно сделано до меня. Да, к «Олесе» нужно будет создавать либретто, но это дает огромный простор для фантазии – можно придумать, как воплотить те или иные события на сцене, взять из книги основную сюжетную нить и нанизывать на нее хореографию, создать оригинальную постановку, исходя из своего видения.

Для подготовки роли Вы регулярно слушаете классическую музыку, а нравится ли что-то из современной музыки?

Я очень люблю Muse и часто слушаю Майкла Джексона – кстати, к вопросу об идеях для постановок – думаю, было потрясающим опытом поставить спектакль на его музыку.

 
Джульетта

Кто для Вас является кумиром в профессиональном плане – как для балерины, так и для постановщика?

Мне, как балетмейстеру, очень нравятся постановки английского хореографа Джона Крэнко — «Ромео и Джульетту», «Онегина» и «Кармен».
А как для балерины – это безусловно Евгения Образцова. Она разная в каждом образе, что я очень ценю. Она очень грамотно танцует, с чувством и без лишнего пафоса, просто делает все на сто процентов. Для меня это лучший пример – добиваться всего своим трудом и целеустремленностью.

Вита, благодарю Вас за увлекательную беседу.

Спасибо Вам за интересные вопросы.

Фото: Екатерина Серебрякова, Денис Демков.