Что смотреть на фестивале «2morrow/Завтра»?

Что смотреть на фестивале «2morrow/Завтра»?

Денис Рузаев   25 января 2016
5 мин
Что смотреть на фестивале «2morrow/Завтра»?

Любовь немки и араба, история одного аргентинского клана, спасение коллекции Лувра во время немецкой оккупации и поиск семейного золота в Румынии — 10 лучших фильмов главного в Москве смотра независимого кино.

«Франкофония», режиссер Александр Сокуров

Программа «Гала-показы»

Открывает фестиваль новая картина, пожалуй, самого заслуженного из ныне действующих российских режиссеров — Александра Сокурова. При этом российским фильмом «Франкофония» не является — это снятая на франко-немецкие деньги работа подлинного гражданина мира, художника, для которого искусство и гуманитарная мысль важнее любых государственных границ и главенствующих идеологий. Сюжет строится вокруг спасения коллекции Лувра в годы немецкой оккупации, но Сокуров одной этой драмой не ограничивается, смешивая постановочные сцены с хроникальными, а прошлое — с настоящим и будущим.

26 января, 21:00, ЦДК

 

«Сокровище» (Comoara), режиссер Корнелиу Порумбою

Программа «Гала-показы»

Один из лучших фильмов прошлого года — шедевр румына Корнелиу Порумбою, который с каждой новой картиной все ярче проявляет себя, наверное, самым значимым из авторов так называемой румынской новой волны. «Сокровище» начинается как анекдот: безработный, клерк и толстяк с металлоискателем отправляются на поиски семейного золота, закопанного перед приходом к власти коммунистов. Этот будто бы легкомысленный сюжет становится для Порумбою поводом развернуть всеобъемлющую метафору исторической памяти целого народа.

30 января, 14:00, Музей Москвы

 

«Клан» (El Clan), режиссер Пабло Траперо

Программа «Гала-показы»

Спродюсированный братьями Альмодовар «Клан» в сентябре принес Пабло Траперо приз за лучшую режиссуру на фестивале в Венеции. Абсолютно заслуженно — Траперо и в самом деле дает режиссерский мастер-класс, перерабатывая историю, вышедшую из криминальной хроники (одна аргентинская семья на протяжении десятилетия похищала людей ради выкупа), в чернейшую комедию о незыблемости и жуткости слишком крепких семейных связей.

29 января, 21:30, Музей Москвы

 

«Горы могут уйти» (Shan he gu ren), режиссер Цзя Чжанкэ

Программа «Гала-показы»

Китайский мастер иносказания Цзя Чжанкэ снял свой самый доступный фильм. «Горы могут уйти» рассказывают эпическую историю одной семьи, которая начинается в шахтерском Лянцзы 1999-го, а заканчивается — неожиданно — в Австралии середины 2020-х: подобной футуристики от Цзя совсем не ждали. Тем не менее эпос складывается, предсказывая современным китайским бизнесменам окончательный отрыв от корней и традиций и превращая «Go West» Pet Shop Boys в очаровательно дурацкий гимн времени перемен.

30 января, 22:00, Музей Москвы

 

«Шевалье» (Chevalier), режиссер Афина Рахель Цангари

Основной конкурс

Соратница Йоргоса Лантимоса по греческой новой волне Афина Рахель Цангари создает в «Шевалье» не уступающую «Лобстеру» метафору безнадежности рода людского — и обходится при этом без Колина Фаррелла с Рэйчел Вайс. «Шевалье» из названия — перстень, ради обладания которым шестеро друзей затевают изощренные соревнования на борту дрейфующей в Эгейском море яхты. Невинная игра оборачивается тотальным разоблачением маскулинности.

27 января, 19:30, 31 января, 12:00, Музей Москвы

 

«Погода в закрытых пространствах» (Das Wetter in geschlossenen Räumen), режиссер Изабелла Штевер

Основной конкурс

Возможно, самый едкий режиссер берлинской школы, Изабелла Штевер снимает исключительно о том, в каких конфигурациях сексуальное желание способно определять долгосрочные отношения: ее фильмы «Гизела» и «Счастливое совпадение» были своеобразными шедеврами сатиры на войну полов. «Погода в закрытых пространствах» вводит в уравнение еще и феномен профессии: ее главная героиня трудится в гуманитарной миссии в горячей точке. Непреодолимое увлечение молодым местным арабом ставит работу женщины под удар.

29 января, 19:00, Музей Москвы, 30 января, 14:00, ЦДК

 

«Эволюция» (Evolution), режиссер Люсиль Хадзихалилович

Основной конкурс

Бывшая жена Гаспара Ноэ Люсиль Хадзихалилович после эффектного дебюта «Невинность» не снимала ничего 11 лет — но ее новый фильм «Эволюция» стал бы событием, даже если бы режиссер и не выдерживала такую паузу. Хадзихалилович сняла нечто среднее между антиутопией и романом воспитания, в экспрессионистском, даже футуристском ключе рассказав историю странного острова, где одинокие мамы воспитывают подозрительно похожих друг на друга сыновей. А также проводят над ними таинственные, на грани мутаций, эксперименты.

28 января, 18:00, 31 января, 14:00, Музей Москвы

 

«Танжерин» (Tangerine), режиссер Шон Бэйкер

Программа Je suis un Autre

Любовь и другие неприятности оказываются в центре этого эффектного, в высшей степени лукавого фильма Шона Бэйкера. Место действия — Лос-Анджелес, но героиням «Танжерина», паре проституток-трансгендеров, до Голливуда отсюда как до Луны. Они совершают одиссею по задворкам фабрики грез в надежде проучить предавшего одну из них сутенера (Джеймс Рэнсон, Зигги из сериала «Прослушка») — и это комичное, временами душераздирающее путешествие напоминает как лучшие работы Фассбиндера, так и болтливые комедии 1940-х.

31 января, 15:30, Музей Москвы

 

«Покой нам только снится» (Peace to Us in Our Dreams), режиссер Шарунас Бартас

Программа Je suis un Autre

Литовский экзистенциалист Шарунас Бартас снимает фильмы невообразимо медленные, вплоть до кажущегося превращения кадра в живописное полотно, которое затем вдруг взрывается аскетичным, приобретающим редкую силу движением, жестом или словом. «Покой нам только снится» не исключение: герои так старательно молчат, что, кажется, вот-вот сольются с окружающими их деревенскими ландшафтами. Тем не менее, не почувствовать дыхания какой-то очень древней, почти архаичной поэзии в этом минималистичном кино невозможно.

30 января, 18:00, ЦДК

 

«Мы пришли с миром» (We Come as Friends), режиссер Хуберт Саупер

Программа Je suis un Autre

Австриец Хуберт Саупер вот уже в третьем своем фильме пытается осмыслить противоречия, из которых соткана современная Африка — для чего облетает на маленьком, почти игрушечном самолете только что обретший независимость Южный Судан. Картину, которая открывается его взгляду и камере, не назвать оптимистичной: десятки лет воевашие за независимость и право жить на своей земле христиане этой молодой страны теперь оказываются тут и там обмануты «пришедшими с мирой» белыми гостями, скупающими за бесценок богатые ресурсами — и человеческим горем — территории.

30 января, 20:00, ЦДК

На заглавном фото: кадр из фильма «Больший всплеск», программа «Гала-показы»