«Кто там? Мандельштам!» В кинотеатре «Мир» идет фильм об известном поэте

«Кто там? Мандельштам!» В кинотеатре «Мир» идет фильм об известном поэте

  14 ноября 2015
4 мин
«Кто там? Мандельштам!» В кинотеатре «Мир» идет фильм об известном поэте
  • В казанском кинотеатре «Мир» показывают фильмы, которые вряд ли имели бы успех у массового зрителя. Но то кино, которое демонстрируют здесь, имеет большую ценность. Одно из таких — «Сохрани мою речь навсегда». Картина посвящается известному поэту Осипу Мандельштаму. Показ фильма продлится три дня: с 12 по 15 ноября.
  • Режиссер этого фильма — Роман Либеров. Он окончил факультет неигрового кино ВГИКа, стажировался в Лондоне на телеканале BBC, сотрудничал с российскими и зарубежными телевизионными каналами в качестве автора сценариев, режиссёра и продюсера. В 2010 году получил премию ТЭФИ в номинациях «Лучший режиссёр» и «Лучший сценарист» за фильм «Разговор с небожителем». С ним же вошёл в программу «Лучших неигровых телевизионных фильмов 2010 года» фестивалей «Лавр» и «Артдокфест».
  • Поклонникам интеллектуального кино Роман Либеров известен своими фильмами о писателях и поэтах: Юрии Олеше, Иосифе Бродском, Сергее Довлатове, Георгии Владимове, среди них есть анимационный – о Ильфе и Петрове.
  • Документалистика Либерова слишком художественна. Но еще большее противоречие находишь в том, что художественность каждого из шести фильмов писательского цикла очень документальна.  И последний — о Мандельштаме «Сохрани мою речь навсегда» — не исключение из этого ряда. Это одно из самых замысловатых и нестандартных кинопрочтений биографии трагического поэта. Сам режиссер называет свое кино «сочинением для кинотеатра со зрителем».
  • В кинополотне соединились анимация, коллажи, неигровые и кукольные сцены. Критики называют его «фильмом-голосом», за кадром звучат фрагменты стихотворений Мандельштама и воспоминания его близких.
  • Картина делится на части, соответствующие основным периодам жизни и творчества поэта: детство, учеба за рубежом, начало литературной деятельности, дружба с акмеистами: Анной Ахматовой и Николаем Гумилевым, знакомство с Мариной Цветаевой, затем Октябрьская революция, встреча с будущей женой Надеждой Хазиной и так далее.
  • На экране, сменяя друг друга, проносятся питерские пейзажи: каналы и здания, а в стены, набережные, гранит Невы, и даже в воду будто впечатан голос Мандельштама. Кажется, что город предстает в виде отдельного героя и начинает говорить со зрителем. Лучше всего образ Питера, тогдашнего Ленинграда, раскрывается в известном стихотворении Осипа Эмильевича:

 

  • Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
  • До прожилок, до детских припухлых желез.
  • Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
  • Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
  • Узнавай же скорее декабрьский денек,
  • Где к зловещему дегтю подмешан желток.
  • Петербург! я еще не хочу умирать!
  • У тебя телефонов моих номера.
  • Петербург! У меня еще есть адреса,
  • По которым найду мертвецов голоса.
  • Я на лестнице черной живу, и в висок
  • Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
  • И всю ночь напролет жду гостей дорогих,

Шевеля кандалами цепочек дверных.

  • …Слова, возгласы, признания и молитвы точно стрелы пронзили все пространство кинопленки. Короткие главы-кадры: пылающий свет церквей, мрачная готика католических соборов, спокойные залы синагоги- здесь писалась трагическая история жизни человека, который не мог не говорить и которого всеми силами старались заставить молчать.
  • Режиссер намеренно взял  в название фильма строчку не самого известного стихотворение поэта, он будто хотел «изваять» памятник Мандельштаму. «Сохрани мою речь навсегда» звучит, как последняя в жизни просьба, мольба, молитва, как надпись на надгробии…
  • Великолепен и состав актеров: роли озвучивают Виктор Сухоруков, Чулпан Хаматова и Инна Чурикова. Музыку к фильму написал Noize MC: «Сохрани, сохрани мою речь навсегда», -поет он призывно и так бодро в начале и конце фильма, что, кажется, это диссонирует с самой идеей фильма. Однако это молодое и дерзкое звучание наделяет привычный образ Мандельштама новой силой.  Признаться, это весьма необычная находка, поскольку настраивает зрителя не сочувствовать поэту, задавленному молохом власти, а видеть в нем борца, человека, которому было, что сказать, и который говорил открыто, не боясь.

Кино-маргинальное. Сложный замысел режиссера однозначно уловят не все, а лишь самые чуткие зрители. Но тот, кто проникнется, останется пригвожденным к креслу до самых титров, пока в зале не включится свет…