«Кто там? Мандельштам!» В кинотеатре «Мир» идет фильм об известном поэте
   14 ноября 2015
  4 мин

- В казанском кинотеатре «Мир» показывают фильмы, которые вряд ли имели бы успех у массового зрителя. Но то кино, которое демонстрируют здесь, имеет большую ценность. Одно из таких – «Сохрани мою речь навсегда». Картина посвящается известному поэту Осипу Мандельштаму. Показ фильма продлится три дня: с 12 по 15 ноября.
 - Режиссер этого фильма – Роман Либеров. Он окончил факультет неигрового кино ВГИКа, стажировался в Лондоне на телеканале BBC, сотрудничал с российскими и зарубежными телевизионными каналами в качестве автора сценариев, режиссёра и продюсера. В 2010 году получил премию ТЭФИ в номинациях «Лучший режиссёр» и «Лучший сценарист» за фильм «Разговор с небожителем». С ним же вошёл в программу «Лучших неигровых телевизионных фильмов 2010 года» фестивалей «Лавр» и «Артдокфест».
 - Поклонникам интеллектуального кино Роман Либеров известен своими фильмами о писателях и поэтах: Юрии Олеше, Иосифе Бродском, Сергее Довлатове, Георгии Владимове, среди них есть анимационный – о Ильфе и Петрове.
 - Документалистика Либерова слишком художественна. Но еще большее противоречие находишь в том, что художественность каждого из шести фильмов писательского цикла очень документальна. И последний – о Мандельштаме «Сохрани мою речь навсегда» – не исключение из этого ряда. Это одно из самых замысловатых и нестандартных кинопрочтений биографии трагического поэта. Сам режиссер называет свое кино «сочинением для кинотеатра со зрителем».
 - В кинополотне соединились анимация, коллажи, неигровые и кукольные сцены. Критики называют его «фильмом-голосом», за кадром звучат фрагменты стихотворений Мандельштама и воспоминания его близких.
 - Картина делится на части, соответствующие основным периодам жизни и творчества поэта: детство, учеба за рубежом, начало литературной деятельности, дружба с акмеистами: Анной Ахматовой и Николаем Гумилевым, знакомство с Мариной Цветаевой, затем Октябрьская революция, встреча с будущей женой Надеждой Хазиной и так далее.
 - На экране, сменяя друг друга, проносятся питерские пейзажи: каналы и здания, а в стены, набережные, гранит Невы, и даже в воду будто впечатан голос Мандельштама. Кажется, что город предстает в виде отдельного героя и начинает говорить со зрителем. Лучше всего образ Питера, тогдашнего Ленинграда, раскрывается в известном стихотворении Осипа Эмильевича:
 
- Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
 - До прожилок, до детских припухлых желез.
 - Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
 - Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
 - Узнавай же скорее декабрьский денек,
 - Где к зловещему дегтю подмешан желток.
 - Петербург! я еще не хочу умирать!
 - У тебя телефонов моих номера.
 - Петербург! У меня еще есть адреса,
 - По которым найду мертвецов голоса.
 - Я на лестнице черной живу, и в висок
 - Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
 - И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
 
Шевеля кандалами цепочек дверных.
- …Слова, возгласы, признания и молитвы точно стрелы пронзили все пространство кинопленки. Короткие главы-кадры: пылающий свет церквей, мрачная готика католических соборов, спокойные залы синагоги- здесь писалась трагическая история жизни человека, который не мог не говорить и которого всеми силами старались заставить молчать.
 - Режиссер намеренно взял в название фильма строчку не самого известного стихотворение поэта, он будто хотел «изваять» памятник Мандельштаму. «Сохрани мою речь навсегда» звучит, как последняя в жизни просьба, мольба, молитва, как надпись на надгробии…
 - Великолепен и состав актеров: роли озвучивают Виктор Сухоруков, Чулпан Хаматова и Инна Чурикова. Музыку к фильму написал Noize MC: «Сохрани, сохрани мою речь навсегда», -поет он призывно и так бодро в начале и конце фильма, что, кажется, это диссонирует с самой идеей фильма. Однако это молодое и дерзкое звучание наделяет привычный образ Мандельштама новой силой. Признаться, это весьма необычная находка, поскольку настраивает зрителя не сочувствовать поэту, задавленному молохом власти, а видеть в нем борца, человека, которому было, что сказать, и который говорил открыто, не боясь.
 
Кино-маргинальное. Сложный замысел режиссера однозначно уловят не все, а лишь самые чуткие зрители. Но тот, кто проникнется, останется пригвожденным к креслу до самых титров, пока в зале не включится свет…