XIV Международный конкурс им. П. Чайковского | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

XIV Международный конкурс им. П. Чайковского

Михаил Фихтенгольц   16 июня 2011
2 мин
XIV Международный конкурс им. П. Чайковского
Не просто рядовой музыкальный конкурс, а культовое московское событие - кульминация сезона.

Еще недавно многие любители музыки брали отгулы на работе на пару недель вперед, чтобы посвятить все время без остатка посещениям конкурсных прослушиваний; старательно записывали и выучивали расписание конкурсных туров; охотились за автографами своих любимцев, конкурсных фаворитов; выходя из залов, устраивали громкие дебаты по поводу тех, кто понравился и кто нет, и кого предпочтет жюри; ждали по ночам объявлений результатов и простаивали часами на одной ноге в переполненных залах во время финальных баталий.

Конкурс проводится раз в четыре года, и на протяжении постсоветского периода его истории его репутация трещала по швам — в эпоху гласности и демократии (уместнее было бы сказать вседозволенности) жюри всех четырех конкурсных специальностей творило беспредел: судьи лоббировали своих учеников и изничтожали их соперников. Чья-то остроумная идея, возникшая в конце девяностых, позвать в жюри бывших лауреатов «Чайника» обернулась грандиозным скандалом — встретившись спустя много лет, они заново пережили все перипетии прошлого и отыгрались на своих учениках, да так, что в виолончельном конкурсе первые три (!) премии были вообще не присуждены. Именно тогда начали говорить о том, что некогда славный форум надо спасать, иначе он останется полем для удовлетворения амбиций питомцев членов жюри и корейско-китайского контингента инструменталистов и певцов. И как часто бывает в таких случаях, на помощь пришел Валерий Гергиев, который не понаслышке знает, что такое антикризисный менеджмент.

Прежде всего он призвал под свои знамена маститого американского импресарио Ричарда Родзинского, который много лет стоял во главе знаменитого Конкурса пианистов Вэна Клайберна в Форт-Уорте в США. Затем поменял существенные вещи в положении конкурса, в частности запретил сосуществовать «по разные стороны баррикад» учителям и ученикам, и пригласил в жюри много действующих исполнителей, изгнав ветеранов сцены. Единственное «но» — почитая истинной музыкальной столицей страны Петербург, он остроумно перенес состязание вокалистов и скрипачей в град Петра. Посему в Москве мы будем наслаждаться пианистами и виолончелистами. И если первый и второй туры разрешается пропустить, то посетить финальные выступления — это как дело чести. Главное — научиться максимально быстро перемещаться из Большого зала Консерватории в Концертный зал им. П. И. Чайковского и обратно.