Московский Пасхальный фестиваль | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

Московский Пасхальный фестиваль

Михаил Фихтенгольц   11 марта 2008
3 мин
Московский Пасхальный фестиваль
В Москве начинается ежегодный марафон Валерия Гергиева.

Восьмой год — страшно сказать — Москва встречает Светлое воскресенье в обществе музыкантов из Санкт-Петербурга: в Большом зале Консерватории открывается один из самых амбиционных и масштабных столичных фестивалей, который не доверили никому из столичных музыкантов.

Собственно, вряд ли кто-то бы смог тягаться с Гергиевым по части масштабности замыслов и их воплощений: начавшись с полдюжины симфонических концертов, уже через два года после своего рождения фестиваль распространился по всей России, а количество его концертов переросло за сотню. Теперь это настоящий марафон, по-другому и не скажешь: каждый год публика с замиранием сердца следит за передвижениями по стране Валерия Гергиева, только и успевая поражаться, как он и его музыканты в одновременности умудряются оказываться и в Москве, и Нижнем Новгороде, и в Ростове-на-Дону, а еще успевают заехать в родной Питер и сыграть там — для порядка, что называется.

Миссию Гергиева не назовешь легкой еще и потому, что, помимо почти военного про своей стратегии плана объять необъятное, он преследует еще и образовательные цели — играет не затертые хиты, а ту музыку, которую в Москве, а тем более и в провинции, не слышали давно или слышали, но не в надлежащем исполнении. Например, в этом году на открытии прозвучит опера Стравинского «Соловей» с легкоголосой мариинской звездочкой Ольгой Трифоновой в главной роли. В Екатеринбург Гергиев вывозит одного из своих любимых скрипачей — мировую знаменитость Николая Цнайдера, который сыграет, ни много ни мало, Скрипичный концерт Арнольда Шенберга — одну из самых раритетных вещей скрипичной репертуара. Откроется же фестиваль так и вовсе мировой премьерой: Симфоническим диптихом Родиона Щедрина, чьего «Очарованного странника» в гергиевском же исполнении справедливо назвали украшением прошлого сезона.

Даже если не следить за передвижениями Валерия Гергиева во времени и пространстве, а сосредоточиться на московской программе фестиваля, то чувство покоя все равно испытать достаточно сложно: фестивальная публика со стажем уже привыкла перебегать трусцой с симфонических концертов в Консерватории и зале Чайковского в столичные храмы, где проходит хоровая программа фестиваля, а затем запрокинув голову слушать колокольные звон в исполнении лучших российских звонарей. В этом году и звонов, и хоровой музыки хоть отбавляй: среди наиболее интересных концертов можно назвать повторный визит фантастического женского хора «Мистерия болгарских голосов», Первого хорового общества из Белграда и мужского хора «Валаам». В программе даже нашлось место для спектакля Театра Стаса Намина «Навечерье», который, вероятно, заинтересовал Валерия Гергиева именно своей пасхальной тематикой. В этом калейдоскопе событий довольно трудно разобраться, но сделать это стоит — впереди три месяца абсолютного ничегонеделанья: мотаться на гергиевские «Звезды белых ночей» в Петербург будет гораздо дороже и утомительнее, чем на Пасху в Москве.