Лучшие спектакли «Золотой маски» | Театр | Time Out

Лучшие спектакли «Золотой маски»

Елизавета Ионова   27 марта 2009
8 мин
Лучшие спектакли «Золотой маски»
Омск уже третий раз включен в список городов-участников программы «Лучшие спектакли в городах России».

Национальная театральная премия «Золотая маска», учрежденная в 1994 году Союзом театральных деятелей России, вот уже 15 лет отмечает выдающихся служителей театра и лучшие театральные работы всех жанров. Каждую весну «Золотая Маска» представляет в Москве наиболее интересные спектакли, отобранные экспертными советами всех городов России.

Начиная с 2000 года, спектакли, номинированные на премию, и ставшие ее лауреатами, стали возить по стране в рамках программы «Лучшие спектакли в городах России», направленной на возобновление и полноценное развитие гастрольной политики в нашей стране.

За время проведения программы в ней приняли участие более трех десятков театральных коллективов. Фестивали «Золотой Маски» прошли более чем в двадцати городах — Иркутске, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Омске, Казани, Перми, Ростове-на-Дону, Норильске, Ярославле, Тюмени, Челябинске, Магнитогорске.

Наш город принимал фестиваль лучших спектаклей дважды — в мае 2005 и 2007 года. Помимо гостевых постановок, омичи увидели спектакли Омского академического театра драмы «Фрекен Жюли» (четыре номинации на «Золотую маску» в 2006 году) и Омского государственного театра актера, куклы, маски «Арлекин» «Сказка о царе Ироде, или Вертепщик» (Премия «Золотая маска» в двух номинациях 1998 год ).

Этой весной фестивальная декада пройдет с 29 апреля по 8 мая. Билеты от 250 до 1500 руб.

Московский театр юного зрителя
Нелепая поэмка

Драматический театр им. А.С. Пушкина, Красноярск
Чайка

Театр «Глобус» (Новосибирск)
Каштанка

Театр «Огниво» (Мытищи)
Вишневый сад

Российский академический молодежный театр (Москва)
Правила поведения в современном обществе

Малый драматический театр — Театр Европы (Санкт-Петербург)
Дядя Ваня

Нелепая поэмка

Режиссер Кама Гинкас
Художник: Сергей Бархин

Номинации на Премию «Золотая маска» 2007 года — «Лучший спектакль», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая мужская роль» (Игорь Ясулович), «Лучшая работа художника»

Кама Гинкас — один из немногих режиссеров, которые умеют ставить Достоевского в театре глубоко и точно — так, словно произведения этого автора написаны о нас сегодняшних. Гинкас инсценировал одну главу из «Братьев Карамазовых», легенду о Великом Инквизиторе, которую рассказывает брат Иван. Художник Сергей Бархин выстроил на сцене трактир, где встречаются братья, — голые кирпичные стены без окон; в углу густо стоят свежие деревянные кресты. Изможденные инквизитор с горящими глазами (Игорь Ясулович) взбирается на эти кресты и проповедует оттуда толпе собравшихся внизу персонажей, похожих на брейгелевских калек. Он кричит о мучительном раздвоении человека, о выборе между свободой и хлебом — о тех последних вопросах, без которых, по Гинкасу, не может быть театра.

29 апреля 19:00 Театр Драмы Основная сцена

Чайка

Режиссер: Олег Рыбкин
Художник: Игорь Капитанов

Номинации на Премию «Золотая маска» 2009 года — «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника»

В своей интерпретации «Чайки» Олег Рыбкин иронически посмотрел на хрестоматийных чеховских героев, заострив характеры и сделав их узнаваемыми персонажами современной и далеко не самой радостной действительности. Он довел до крайности слабость и уязвимость всех персонажей пьесы. В этом спектакле много смешного, нелепого и одновременно немало поэтического. С первых же сцен спектакля возникает пронзительное ощущение вселенского одиночества. Кажется, что абсолютно все здесь одержимы лишь одним — поиском любви. Любовь приобретает самые разные формы — нередко грубые, часто трогательные — но именно любовь воспринимается героями как спасение от беспросветного существования.

30 апреля — 1 мая 19:00 Театр драмы Основная сцена

Каштанка

Режиссер: Юрий Катаев
Художественный руководитель постановки, автор сценографии: Нина Чусова

Постановщики новосибирской «Каштанки» превратили трогательную историю о собачке, попавшей в огромный чужой мир цирка, в настоящее зрелище, насыщенное танцевальными и песенными номерами. «Каштанка» — это потоки мыльных пузырей, льющихся на сцену откуда-то прямо с неба, метель с вихрями пушистого снега, свинья, плещущаяся в ванне и поющая песню Мерлин Монро. Популярные мелодии здесь остроумно переплетены с произведениями Баха, Шнитке, Вебера. Актеры театра «Глобус» демонстрируют отличную пластику и владение яркой игровой формой. На сцене рождается шумная, красочная, очень веселая атмосфера цирка. Чусова и Катаев взяли за основу мысль о том, что шоу является универсальной моделью мира, современного в особенности. Каштанка оказывается вечным «маленьким человеком», которого судьба забросила в большой мир «шоу-бизнеса». И в ее возвращении в семью, к Федюшке и Луке Александрычу, можно увидеть стремление каждого человека к своему естеству, к простым и дорогим вещам: к теплу родного очага, к любви близких, к настоящим чувствам.

1-2 мая 19:00 Театр куклы, актера, маски «Арлекин»

Вишневый сад

Режиссер: Олег Жюгжда
Художник: Валерий Рачковский

Номинации на Премию «Золотая маска» 2009 года — «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа актера» (Станислав Железкин)

«Вишневый сад» построен на общении артистов и кукол. Живые люди в этом спектакле — те, за кем, по мысли создателей спектакля, будущее: Лопахин, Яша иДуняша, Епиходов, Шарлотта Ивановна, Прохожий. А остальные персонажи — куклы, оставшиеся в том возрасте, в котором они запечатлены в пьесе Чехова, в истории театра, в нашей культурной памяти. В начале спектакля их выносят на сцену в массивных дорогих кофрах, достают оттуда, словного из некоего культурного небытия, сдувают с них пыль, расправляют слежавшиеся складки одежд, а по окончании представления снова укладывают — до следующего спектакля. Раневская и Гаев на краткое мгновение зависают в воздухе, еще трепещут в руках актеров, словно стремятся задержаться, и этот последний трепет, последнее движение жизни в их кукольных фигурах производит особенно щемящее впечатление.

2-3 мая 19:00 Театр драмы, Камерная сцена им. Т.Ожиговой

Пролетая над гнездом кукушки (Затмение)

Режиссер: Александр Морфов
Художник: Давид Боровский


Номинации на Премию «Золотая маска» 2007 года — «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая мужская роль» (Александр Абдулов)

Режиссер Александр Морфов был приглашен в прославленный московский театр «Ленком» для постановки спектакля по культовой книге Кена Кизи. Морфов собрал весь цвет блестящей ленкомовской труппы и получил образцовый актерский ансамбль, в котором, при этом, каждая роль сыграна с исключительной выразительностью. Бывший заключенный, игрок и бабник, Макмерфи попал в стерильный мир психиатрической больницы, и не думает прикидываться там душевно больным и подчиняться нелепым и очень жестким правилам. До трагического конца он пытается оставаться самим собой, сохраняя дух свободного человека среди тех, у кого наступило затмение личности, у кого уже больше не горят глаза и нет улыбок.

3-4 мая 19:00 Театр драмы Основная сцена

Правила поведения в современном обществе

Режиссер: Александр Назаров
Художник: Лариса Ломакина

Номинации на Премию «Золотая маска» 2005 года — «Лучший спектакль», «Лучшая женская роль» (Нелли Уварова).

«Правила поведения в современном обществе» — это театральная лекция. Драматург Жан-Люк Лагарс — типичный французский интеллектуал и провокатор — создал каталог основных понятий, действий, правил жизни обычного гражданина своей страны. Некая молодая особа (в спектакле ее играет Нелли Уварова) методично и исключительно подробно рассказывает о крестинах, свадьбах, похоронах и других необходимых ритуалах. Европейцы, такие раскованные и свободные, как нам кажется, на самом деле являются пленниками вековых, нерушимых обычаев. Это неожиданное открытие, скорее всего, повергает в уныние рядового француза, но современный российский зритель вправе подумать — так ли плохи традиции и правила, которые оформляют, упорядочивают и определенным образом осмысляют наше существование?

5-6 мая 19:00 Театр драмы, Камерная сцена им. Т.Ожиговой

Дядя Ваня

Режиссер: Лев Додин
Художник: Давид Бродский

Премия «Золотая маска» 2004 года — «Лучшая работа режиссера», «Лучшая мужская роль» (Сергей Курышев). Номинации на Премию «Золотая маска» 2004 года — «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая женская роль» (Ксения Раппопорт), «Лучшая мужская роль» (Петр Семак), «Лучшая работа художника»

«Дядя Ваня» — один из самых тонких и нежных спектаклей знаменитого Санкт-Петербургского Малого драматического театра. Спектакль о любви, которая никогда не будет разделена, о мечте, которая не сбудется. Вот что говорит автор спектакля, Лев Додин: «Течет жизнь, и рано или поздно человек начинает ощущать прошедшую жизнь как некую ценность, которую он не сумел использовать. Начинают мерещиться призраки другой, непрожитой жизни. В этой другой жизни сбываются все самые потаенные желания, осуществляются все надежды , превращаются в реальность самые сладостные фантазии. Человек с яростью сжигает прошедшее, отвергает настоящее и весь отдается этому другому, несбывшемуся, не прожитому. Чем полноценнее человек ощущает жизнь, тем острее он ощущает этот разрыв, это противоречие, которое постепенно становится трагедией. Время идет, и постепенно назревает выбор — или отказаться от жизни вообще, или найти в себе мужество проживать ту жизнь, которая дарована тебе Богом, судьбой и которую ты в какой-то мере осуществлял и осуществляешь сам, силой своей личности.

7-8 мая 19:00 театр Драмы основная сцена