Кино: итоги года | Кино | Time Out

Кино: итоги года

Василий Корецкий   19 декабря 2008
5 мин
Кино: итоги года
Есть еще люди, которые хорошее кино предпочитают широко разрекламированному.

Как мы все понимаем, 2008 год закончился плохо для всех. И для кино тоже. После обвала российского фондового рынка половина проектов заморожена, а куча народа уволена. С одной стороны, это здорово — меньше будет сниматься всякого никчемного, рассчитанного на распил бюджетных денег, кино. С другой стороны — хороших фильмов тоже станет меньше: все хорошее, что случается в российском кинопроизводстве, происходит по воле случая. Меньше случаев — меньше удач.

А начиналось все так хорошо… В этом году успел закончить съемки своей «Арканарской резни» величайший русский режиссер, Алексей Герман. Алексей Герман-младший получил приз за режиссуру в Венеции. Алексей Балабанов, которому после «Груза 200» уже не светили субсидии Госкино, все-таки снял свой следующий фильм — «Морфий».

Сборы прокатчиков росли как на дрожжах — а кинотеатры трещали под натиском картин, которые просто невозможно было уместить в сетку расписания. Дефицит экранов достигнет своей критической точки в новогоднюю неделю, когда начнется битва гигантов — «Обитаемого острова» и «Любовь-Морковь» компании «Каро» против «Стиляг» Централ Партнершип. Владельцы залов поставлены пред выбором «или — или»: тем, кто берет мюзикл Тодоровского, отказано в антиутопии Бондарчука — и наоборот.

Вообще гигантомания — очевидный тренд 2008-го, который явно продолжится и в 2009-м: год показал, что агрессивным и масштабным зомбированием населения с использованием телересурса можно добиться многого. Абсолютными чемпионами проката стали российские фильмы, мягко говоря, невеликих художественных достоинств, но больших рекламных бюджетов: пластмассовая «Ирония судьбы» (впрочем, это еще не самое плохое кино), чудовищно асексуальный «Адмирал» и худший фильм всех времен и народов — «Самый лучший фильм». Тут впору махнуть рукой на публику, однако надежда на нравственный закон внутри российского зрителя все еще есть: относительным чемпионом по сборам (то есть в пересчете на одну копию) стал замечательный, практически не рекламировавшийся мюзикл Джулии Теймор «Через вселенную». Примерно 350 тысяч заработала каждая из двух (!) пленок фильма — это в семь раз больше чем заработок одной копии «Иронии судьбы». Надеемся, из искры разгорится пламя культуры, и хорошее авторское кино в России постепенно приживется. А там и остальное наладится. Нельзя ведь, в самом деле, одними и теми же руками брать DVD Брюно Дюмона и давить пешеходов на красный свет.



Фильм года (не наш)

Подробнее


Фильм года (наш)

Подробнее


Режиссер года

Подробнее


Продюсер года

Подробнее


Актер года

Подробнее




Фильм года (не наш)


Пусть цена на нее чуть упала, но мы же понимаем, что пока именно нефть — универсальный эквивалент и носитель энергии. Мощная штука, которая или ломает тех, кто с ней работает, или закаляет их до потери человеческого облика. Фильм Пола Томаса Андерсона «Нефть» как раз об этой закалке, о том, что для того чтобы преуспеть, нужно возненавидеть ближнего своего как самого себя. У каждой эпохи свой фильм о человеке силы и денег: в 40-е это «Гражданин Кейн», в 50-е — «Гигант», в 70-е — «Крестный отец». Сейчас это «Нефть», прекрасная и беспощадная.





Фильм года (наш)


Во-первых, «Бумажный солдат» Алексея Германа-мл. — это просто очень умное, тонкое, красивое и при этом еще и нескучное кино. Во-вторых, это внимательное исследование важнейшей части нашей коллективной мифологии, «российской интеллигенции», хоть результат его, как говорят в лабораториях, «отрицательный». А главное — ему удалось рассказать сугубо русскую историю так, что ей опечалилось даже международное жюри Венецианского фестиваля и вручило «Льва» за режиссуру.


Режиссер года


В этом году братья Коэны наконец-то взяли главный «Оскар» (плюс еще сценарный и режиссерский, но это уже мелочи) — за «Старикам тут не место», суровую трагедию с бездной смыслов: фатум торжествует, все умирают. Но братья вовсе не разучились смеяться над человеческой жадностью и глупостью, и в «После прочтения сжечь» мизантропия Коэнов стала еще острее и безжалостней. К тому же нам показали задницу Френсис Макдорманд. Пустячок, а разговоров потом было на неделю!





Продюсер года


Или даже «продюсер-праздник» года. Аккуратный и глянцевый секс-символ, вечно молодой Том Круз вдруг выщипал себе лысину, наел щеки, перестал сбривать волосы на пальцах, подложил на живот подушку и изобразил в «Солдатах неудачи» мерзкого продюсера-громовержца, злоупотребляющего присказкой «Пойди, пожуй говна». Интересно, своим подопечным (у него же есть своя компания «Круз/Вагнер Продакшнсз») он тоже является в таком виде?




Актер года



Погибший до премьеры своего лучшего фильма Хит Леджер («Темный рыцарь») был, как сейчас кажется, новым Джеймсом Дином. Стремительная карьера. Ни одной плохой роли. Конец в лучших традициях старого Голливуда: зимней нью-йоркской ночью от переутомления и побочных эффектов нейролептиков. Финальное представление Леджера — трагичный злодей Джокер в «Темном рыцаре» — кажется буквальным повторением последней роли Дина в «Гиганте»: живой и неоднозначный изгой посреди напыщенного голливудского спектакля. Надеемся, Хит тоже получит посмертного «Оскара». Актриса года
Про то, что Чулпан Хаматова считается великой театральной актрисой (чуть ли не лучшей из всех российских), часто приходится слышать от коллег, театральных критиков. Мы, конечно, верим и грустим — в кино-то ей в последнее время доставался какой-то характерный хлам: либо вопить «Антоша, не пей», либо по-декадентски заламывать руки. В «Бумажном солдате» справедливость восторжествовала — Хаматовой дали роль по размеру, и она сделала всех. Именно ее персонаж тут на самом деле главный. Единственный живой, настоящий человек среди стопки дрожащих от волнения чеховских людей-силуэтов.