Летние фестивали | Театр | Time Out

Летние фестивали

Елена Груева   4 июля 2011
4 мин
Театры всех стран отправляются отдыхать, работая на международных фестивалях. Там их и можно застать, когда у нас в городе «мертвый сезон».

На самом деле сезон театральных фестивалей в Европе уже давно никогда не кончается: осенний в Париже, декабрьский в Польше, весенние в Мадриде, Берлине и Вене. А если считать российские, то каждую неделю на континенте проходит где-нибудь международный театральный фестиваль. Но главными по-прежнему считаются два старейших: Авиньонский во Франции и Эдинбургский в Шотландии. Правда, в XXI веке они изменились. Прежде они конкурировали, отбирая для участия самые-самые лучшие премьеры мира. Теперь их off-программы превратились в крупнейшую театральную ярмарку, а официальная афиша формируется по совсем разным принципам. Авиньон поощряет актуальное авторское искусство. Каждый год его арт-директорами становятся разные режиссеры, художники, хореографы, ищущие «новые формы». А Эдинбург предпочитает этнографические новинки, сосредоточивая каждый год внимание на одном регионе, по какой-либо причине заинтриговавшем британцев в данном году.

Эдинбург

Конец шотландского лета (фестиваль пройдет с 12 августа по 4 сентября) будет окрашен в красно-белые цвета Японии, Китая и Кореи. Сначала корейские актеры устроят шекспировскую «Бурю». Потом в традиционном жанре Пекинской оперы театр из Тайваня разыграет «Короля Лира» того же автора. А для завершения картины американский театр, где все актеры — этнические японцы, покажет спектакль по роману Харуки Мураками «Хроники заводной птицы».

Авиньон

Приглашенным директором 65-го Авиньонского фестиваля (6–26 июля 2011) стал хореограф Борис Шармац. Однако из своих известных коллег в программу он пригласил лишь Франсуа Верре со спектаклем о людях, переживших катастрофу, «Courts-Circuits», или «Короткое замыкание». Шармац и его танцовщики-акробаты в фантазиях о «насилии по обе стороны крика» отталкивались от книги Дона Деллило «Падающий человек», описывающей атмосферу улиц Нью-Йорка после 11 сентября. Главными же хитами фестиваля будут драматические спектакли.

Французский режиссер Патрис Шеро поставил с дуэтом английских актеров пьесу норвежского драматурга Джона Фос са «Я — ветер», чтобы французская публика постаралась понять не слова, которыми скупо перебрасываются двое в одной лодке, а то, что они в слова не облекают. Великая Жанна Моро, напротив, именно словом постарается околдовать многотысячную публику Папского дворца (основная площадка фестиваля), читая под аккомпанемент пяти музыкантов стихи Жана Жене о юноше, приговоренном к смертной казни, написанные в тюрьме.

Особое внимание Шармаца привлекла пьеса Стринберга «Фрекен Жюли». Ее покажут в двух вариантах: во французской версии режиссера Фредерика Фишбаха скользящую по лезвию страсти Жюли сыграет Жюльетт Бинош. Тот же сюжет, но с точки зрения второстепенного персонажа — служанки Кристины, чьего жениха отбивает своенравная хозяйка, разыграют актеры берлинского театра Шаубюне. Британский режиссер Кети Митчелл (лауреат премии «Европа — театру 2011») заставляет ее снимать видео утекающей любви. «Крупные планы» ее взгляда на происходящее транслируются тут же на большой экран. В таком же приеме поставлен другой спектакль Кети Митчелл по роману Вирджинии Вульф «Волны». Он приедет в Москву на фестиваль «Сезон Станиславского» этой осенью.

Наши

В официальную программу двух главных фестов Европы российские театры уже давно не попадают. Для Авиньона мы недостаточно радикальны, а для Эдинбурга — недостаточно экзотичны. Но в off-программы своим ходом наши обычно добираются. Однако в этом году в эдинбургском фриндже будет только один наш участник. Правда, там компания SSSR productions известна куда больше, чем в родной Москве, потому что едет в Шотландию уже третий год кряду и имеет хорошие отклики местной прессы. Спектакль «Ностальгия по настоящему», собранный режиссером Алексеем Рубинштейном из обрывков текстов Марселя Митуа, Антуана де Сент-Экзюпери, Надежды Тэффи, Андрэ Руссена и Ветхого Завета, молодые актеры разыгрывают многозначительно и наивно одновременно. Для британцев это и значит — по-русски. Зато набирающий обороты фестиваль A Corte (7–25 июля) в Турине (Италия), в этом году сделал российский театр основным гостем. Но и тут драматический театр вынужден был потесниться. На фоне барочных резиденций Савойской династии покажут несколько своих опусов Инженерный театр АХЕ и наши танцоры: «Провинциальные танцы» Ольги Пона, ее ученики Елена Пришвицына и Владислав Морозов и московско-петербургский дуэт Татьяна Гордеева и Евгений Панкратов. А на Королевской площади бельгийский художник Берлин покажет музыкально-визуальное шоу «Москва» под красным куполом, равно напоминающим цирковой и церковный. Все-таки Европа к нам как к цирку и относится.