Зрители Лицейского увидят «День радио» | Театр | Time Out

Зрители Лицейского увидят «День радио»

Кирилл Янчицкий   8 февраля 2011
6 мин
Совсем скоро Лицейский театр порадует нас новой интерпретацией нашумевшего «Дня радио». Ведущий артист Лицейского театра Евгений Точилов рассказывает о предстоящей премьере, о своем месте в театре и о будущих планах.

Евгений Точилов — неоднократный лауреат областного ежегодного конкурса-фестиваля «Лучшая театральная работа». Так, в 2006-м он был награжден в номинации «Творческая удача сезона» (за роли в спектаклях «Команда» и «Ревнивая к себе самой»), в 2007-м получил диплом в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» (за роль в спектакле «Гарнир по-французски»), в 2009-м вместе с Марией Токаревой стал лауреатом в номинации «Специальный приз жюри. «Лучший актерский дуэт» (за роль в спектакле «Альпийская баллада»). Он рассказал TimeOut о своих нынешних и будущих ролях, киноопыте и режиссерах, с которыми работал. 

 — Как вы пришли в Лицейский театр, стали актером?

 — Пришел сюда я совершенно случайно, вместе с другом. Меня сразу захватило — я занимался в клубе два года. 

— А что за клуб? 

— Он и сейчас действует — это объединение людей, которым нравится околотеатральное общение. Его ведут наши артисты Мария Токарева и Игорь Горчаков. К ним приходят ребята от 17 до 22 лет, делают этюды, читают стихи, поют песни. Так вот тогда, поскольку я был совсем худой и не очень приглядный для сцены, меня не замечали, но меня это не смущало, в клубе хватало атмосферы, общения, был круг своих друзей. Естественно, хотелось попытаться на сцене, артисты были для нас кумирами, богами. А потом начали репетировать спектакли «Скифы» и «Комок» (роль Николая). И Вадим Станиславович Решетников взял некоторых парней туда попробовать. В «Комке» у меня совершенно ничего не получалось, но в «Скифах» работа стрельнула. У нас были роли чертей. Я хорошо помню момент, когда меня «закусило», я прочитал на репетиции текст так, что вся труппа просто сидела и молчала. Я сам подумал: ничего себе. И тогда Вадим Станиславович сказал: «Знаешь, очень хорошо, что ты пришел в этот театр. Для тебя». И после этого уже началась карьера, хотя было еще много разных трудностей. 

— Расскажите о ваших основных значимых ролях в театре. 

— Здесь, скорее, дело в интересе. Есть роли, где я в дубле; есть такие, которые уже изучил — в них открытий уже нет. Интереснее роли, которые не совсем удаются, которые нужно доработать. Бывают спектакли, когда ты уходишь с приятной усталостью, а бывает — с полным ощущением, что это не твоя профессия. Актерская профессия ведь исследовательская — исследуешь себя, свою психофизику. Например, роль в «Альпийской балладе» была открытием. Хотя мы очень трудно репетировали, тяжело было создать ощущение гор, движения на меленькой сцене, поймать какую-то атмосферу. Есть абсолютно противоположный пример — в «Гарнире по-французски». Популярная французская пьеса, комедия положений. Здесь у меня одна из таких ролей, где я отдыхаю: точно знаю, как могу управлять залом, знаю, что сейчас скажу слово — и будет взрыв смеха и оваций. После такого спектакля ты выходишь, напитавшись энергией от зала. Одна из очень интересных постановок театра — «Прекрасное далеко» (автор пьесы Данила Привалов, современный молодой драматург). Эта пьеса для меня вообще загадка. В ней жесткая конструкция, где выстроено все, вплоть до поворота головы, но, тем не менее, есть огромное пространство для импровизации, но импровизации внутренней, энергетической. Спектакль «стреляет» удивительно, люди сидят завороженно. Как сказал мне один друг: «Я никогда не курил. Но после спектакля захотелось сесть, закурить и подумать». 

 — У вас в театре очень дружный коллектив, теплая атмосфера. Правда ли это? 

— Здесь все друг другу дороги. Я слышал, что где-то бывает атмосфера дикого соперничества, когда могут в сапоги стекла подсыпать, воткнуть иголки в костюм. У нас этого не было и, думаю, не будет. Вадим Решетников, основатель Лицейского театра, говорил: «Главное правило — не я в театре, а театр во мне». 

— Я знаю, что вы снимались в фильме «Три дня войны». Какие у вас остались впечатления от съемок?  
— Самые приятные — от работы с режиссером Максимом Дьячуком, партнерами. Единственный отрицательный момент: при всех возможностях снимать кино в Омске, нет людей, которым это надо, кто вкладывал бы в это деньги. Есть актеры, которые могли бы играть, режиссер, операторы — нет денег. И заинтересованности. Тем более у возможных частных инвесторов. Жалко. Могло бы получиться неплохо. Для меня «Три дня войны» — показатель: мол, ребята, смотрите, есть ниша, в которой можно достичь очень многого. 

— А если пофантазировать — кого бы еще хотелось в кино сыграть? 

— Я бы сыграл в каком-нибудь историческом фильме. Про Степана Разина, про казаков каких-нибудь. Мне нравится тема богатырей. У нас тот же Игорь Горчаков — вылитый Илья Муромец… Из современных сюжетов мне очень нравится Шукшин. С каким-то социальным подтекстом, размышлением. Сейчас ведь фильмы снимаются с акцентом на богему, Москву, развлечения. И совершенно забыты люди простые, можно подумать, что выезжаешь за кольцо — и там уже нет никакой жизни. Провинция максимум показывается в сериалах. Сейчас это поле непаханое, при том, что есть много всего интересного. Вот взять хотя бы «Эйфорию», где снялся наш Михаил Окунев. В принципе взята ситуация ни о чем — герой влюбился, она доведена до крайности, а работы актеров просто шикарные и смотришь на одном дыхании. А московская тема уже изъезжена, избита и всем надоела. Смотрел «Питер-FM» — видно, что режиссер был хороший, но сюжет приевшийся, опять богема, а где-то еще — студенты московские и так далее. 

 — Ждать ли вас в ближайших театральных премьерах? 

— Вместе с Владиславом Пузырниковым мы репетируем «День радио» — тот самый, знаменитый, «Квартета И». Прелесть в том, что в нашей постановке будет все немного по-другому — у нас есть очень интересные задумки. Например, в качестве приглашенных музыкантов будет выступать группа «Водомерка», которая родилась в стенах нашего театра. Если там ребята в чем-то делали спектакль про себя, чуть где-то подчеркивая и актуализируя, если у них он про радио, то здесь это постановка про нечто другое.

— Про человеческие отношения? 

— И про них, и про определенный период в жизни любого коллектива. Когда он вначале горит и на инициативе прет творчество, а затем подходит к стадии, когда начинается отморожение, умирание или еще что-то такое.

 — Окостенение какое-то? 

— Да. И в такой ситуации появляется другой юмор. Когда люди начинают придумывать какие-то внутренние оправдания, чтобы уже не работать. Вот эта психологическая ситуация вскрывается и оттуда вылазят социальные темы: отношения с начальством, когда начальник начинает диктовать, творчество просто уходит. Это что-то близкое к комедии положений. У меня там роль Камиля. Сергей Тимофеев сейчас работает над комедией Мольера «Шалый, или все невпопад». А совсем скоро состоится премьера спектакля «Чужие сны» — это будет настоящий сюрприз. Кроме артистов Лицейского театра, в нем примет участие театр мод «Образ» и актеры итальянской студии «Новеченто». Может получиться уникальный для Омска проект.