"Из всех моих проектов всегда двигается хоть один" | Главное | Time Out
Главное

«Из всех моих проектов всегда двигается хоть один»

Жанна Прашкевич   11 октября 2007
4 мин
«Из всех моих проектов всегда двигается хоть один»
Мультиинструменталист, композитор и исполнитель Едиль Хусаинов пользуется популярностью у любителей народной музыки и авангардного арт-рока. Своим двойным диском «Ирбис елi», который выйдет в октябре, Едиль решил угодить и тем и другим. Интервью Жанны Прашкевич

Едиль, скажите честно, вы работаете «под фанеру»?
А как же! Я должен делать деньги, а в Казахстане правит бал гоcпожа фонограмма. Даже когда группы играют вживую, часть инструментов может звучать с «фанеры». Это, конечно, огорчает меня и моих друзей-музыкантов. Мы очень соскучились по живому звуку. Получая за выступление хорошие деньги, все равно остаешься неудовлетворенным, ведь удовольствие не только в деньгах. А у нас катастрофически мало живых интересных концертов, фестивалей. Для того чтобы они были, я думаю, нужна поддержка государства.

Вы интересуетесь политикой?
Время от времени. Иногда читаю оппозиционные газеты, хотя они портят мне настроение. Я не являюсь членом какой-либо политической партии, у меня своя позиция.
В нашей политике все играют в одни ворота. Если бы я так делал, меня бы давно выгнали с эстрады. С чем не поспоришь, так это с тем, что произошел подъем экономики страны. Я это чувствую по своим гонорарам. (Смеется.)

Сами не хотите пойти в депутаты?
Я думаю, что люди, которые перешли из искусства в политику, не смогли стать профессионалами в своем деле и вряд ли станут в этом. А «непрофессионал» для меня — ругательное слово.

Кстати, почему у вас нет звания заслуженного деятеля РК?
Могу сказать, что наши звания — туфта. Это звание покупается или добывается не тем местом, которым надо. Мне об этом не страшно говорить, потому что это правда. Об этом даже говорили по телевизору.
Я хочу быть обладателем престижных западных наград, но не казахстанских. Хотя я патриот своей страны: на своих выступлениях за рубежом обязательно вешаю наш государственный флаг и провожу мастер-классы, знакомя иностранцев с национальными инструментами и музыкой Казахстана.

Вас знают в международных авангардных кругах, на родине вы известны больше как фольклорный исполнитель. Как вы сами определяете свой статус?
Из-за того что в стране мало возможностей выступать вживую, мне приходится быть неким «подключаемым модулем» — к JCS, к своим проектам, к корпоративкам. Я «мультичеловек», мультиинструменталист. (Смеется.) Из всех моих проектов всегда двигается хотя бы один, это кормит меня и дает кислород. Это говорит о том, что мое дело востребовано и нужно людям. Сейчас я на полставки работаю в консерватории, но не ради денег, а для того чтобы у меня были ученики.
Я привык сидеть на нескольких стульях и двигаться сразу в нескольких направлениях. Одна моя часть держится за фольклор, другая — за арт-рок.
И композиции у меня многоэтажные. К тому же у меня есть цель — поставить финансовый рекорд и «подвинуть» Асылбека Енсепова. (Смеется.)

Вы выпускаете сразу двойной диск. Не мелочитесь…
Я специально сделал два диска, чтобы показать себя с разных сторон. Скопилось очень много музыки, но я не стал все пихать в альбом — это ведь не мусорная яма. Я постарался включить в альбом все составные моего творчества. На первом диске — фольклор и традиционная музыка, произведения для ансамблей и оркестров. Второй диск выполнен в стиле арт-рока. Двойной диск дал мне хороший разгон, думаю, третий рок-альбом не заставит себя ждать. Сверхзадача — это, конечно, симфонический альбом.

Вы не считаете, что казахская народная музыка в глубоком ауте?
Наши музыканты-народники сами виноваты — красиво рассядутся и затянут волынку. А на всех крупных выступлениях первыми на сцене появляются казахи, играющие на скрипке или рояле: мол, казахи не обезьяны. Я считаю, что народники должны быть на первом месте.
Также у нас есть ряд ансамблей, выступления которых можно увидеть поздно ночью по телевизору. Я называю их позором нашей нации. Все это накипь, которая со временем осядет или исчезнет. Народная музыка попала в лапы попсы, но за нее я спокоен. Ее, конечно, нужно беречь, поэтому я ворчу, что мало фестивалей…