«Дикий» евротур | Главное | Time Out
Главное

«Дикий» евротур

Светлана Медведева   22 июля 2010
6 мин
«Дикий» евротур
Едем в Европу своим ходом.

Купить автобусный тур по Европе и прокатиться с гидом по десятку стран — проще простого. А как насчет самостоятельного путешествия по Старому Свету? Приключение удастся на все 100, если правильно выбрать и скомпоновать его составляющие.





СОБРАТЬ КОМПАНИЮ


Она, скорее всего, будет необходима: так проще и безопаснее. Цыганский табор, конечно, собирать не надо — в случае передвижения автостопом шансы поймать водителя, который согласен везти десяток странников с баулами за плечами, ничтожно малы. От двух до четырех человек, готовых на все, — оптимальный вариант, который не даст путешествию быть испорченным. Прежде чем принять решение о том, кого же назначить своими верными спутниками, нужно проанализировать несколько важных моментов.


Все великие свершения, а особенно дальние походы, совершались не в одиночку. Вспомнить хотя бы голливудские блокбастеры: главный герой всегда собирал себе отважную команду профессионалов, куда бы он ни шел — спасать мир или грабить казино. Путешественник должен действовать так же. В паре или команде нужно четко распределить обязанности и функции, чтобы облегчить себе жизнь. Тот, кто лучше знает европейские языки, общается с водителями, полицией, местными. Кто-то отвечает за деньги, кому-то доверено по спутниковому Интернету и GPS-навигатору прокладывать новые маршруты. Набор обязанностей, сами понимаете, может варьироваться в зависимости от того, какого эффекта надо добиться, но от разделения труда в погоне за качественным экстримом никуда не деться.


Понятное дело, все когда-то бывает в жизни впервые, в том числе и путешествие по Европе «дикарем». При этом хоть год читай форумы и заметки в газетах о том, как правильно ездить без путевки, пока не попробуешь — не поймешь, что к чему. Так что возьмите с собой хотя бы одного товарища, который уже прошел боевое крещение — поможет сориентироваться в трудную минуту.


И напоследок: не стоит использовать поездку в качестве способа примирения враждующих сторон. Если в команде есть хотя бы пара людей, относящихся друг к другу с натяжкой, конфликтов не миновать. А они в дороге не нужны — ситуация и так стрессовая. И призывы вроде «Ребята, давайте жить дружно!» могут обернуться скандалом и, не дай бог, мордобоем.






РАЗРАБОТАТЬ МАРШРУТ


Этот этап — самый сложный. Европа хоть и не сравнится с нашей необъятной родиной по площади, тем не менее разнообразие, которое встречается на ее просторах, впечатляет даже бывалого путешественника. Почти полсотни стран объехать за один отпуск вряд ли получится, несмотря на то, что расстояние между государствами кажется очень небольшим по российским меркам. Далее предлагаем общую схему маршрута по Европе — с городами и поселками будет гораздо проще, когда рассмотрите карты выбранных стран и почитаете путеводители.


Итак, все начинается с въезда. Лететь из Сибири или c Дальнего Востока напрямую в Европу смысла нет абсолютно никакого. Чтобы сэкономить значительное количество средств, добираться лучше всего из Санкт-Петербурга через Финляндию. В большинстве случаев доехать до Северной столицы своим ходом, а потом на маршрутке за 500 рублей пересечь границу оказывается значительно выгоднее, чем ехать до Москвы, а потом пересаживаться на самолет, скажем, до Берлина за две сотни евро. Хотя в случае если путешествие начинается с самых западных стран Европы — Испании, Италии, Франции, то вылететь можно из любого из этих городов.


Раз мы едем в старушку-Европу без путевки, выбирать страны нужно так, чтобы не мотаться зигзагами типа Хельсинки — Прага — Стокгольм — Мадрид — это невыгодно и утомительно. Есть оптимальный вариант начать путешествие. Въезжаем на автотранспорте в Финляндию и любуемся красотами страны озер и лесов, умиляемся оленям в лесу и хихикаем над финским языком, затем отправляемся на пароме в Швецию, катаемся на расписном метро в Стокгольме, а после садимся в самолет и летим прямиком в Германию. Посмотрели страну, поели жареных колбасок, а теперь нужно сделать такой русский богатырский выбор: направо, налево или прямо. То есть в независимые Австрию и Голландию, в любвеобильную Италию или изысканную Францию. Можно, конечно, и совместить все три удовольствия, но если хочется еще посетить солнечную Испанию, двигаться проще через Францию.


Некоторые отчаянные туристы едут в обратном направлении и поступают следующим образом: покупают самый дешевый тур в Испанию дней на пять, отказываются от обратного билета и после небольшого отельного отдыха отправляются исследовать европейские земли в сторону дома. Тоже вариант, правда, подороже.






ВЫБРАТЬ СПОСОБ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ


Тут вариантов масса — выбор зависит от того, насколько экстремальным и независимым вы задумали свое путешествие. Распределим их по возрастанию стоимости передвижения.


Автостоп


Все, что вам понадобится, это несколько картонок среднего размера, темный маркер, рюкзак за плечами и много-много мужества и безбашенности. Большой плюс способа передвижения «автостопом по Европам» — это намного безопаснее, чем в России. Хотя большинство автостопщиков начинают свой путь не с русско-европейской границы, а прямо от родного города, и остаются целыми и невредимыми.


У автостопа есть свои правила, нарушать которые настоятельно не рекомендуется: далеко не уедешь. Во-первых, сначала тщательно разузнайте все о направлении, в котором будете ехать: какие участки автобана подходят для «голосования», где ниже скоростной режим, как не попасться на глаза полиции. Во-вторых, подготовьте табличку с указанием пункта назначения — это сократит время общения с водителями, с которыми вам не по пути. В-третьих, не садитесь в машину к слишком подозрительным водителям — не становитесь героем ужастика про то, как студенты поехали отдыхать в лес с плохим дядей. Тонкости искусства автостопа можно узнать на разных сайтах, например или — там есть много интересного и полезного.





Автобус/маршрутка + паром


Из Петербурга в Европу путь один — на микроавтобусе (маршрутке) через Финляндию, мимо сдержанных финнов, которые в глубине души чувствуют себя гражданами транзитной страны. Цена вопроса — 600—700 рублей от Санкт-Петербурга до Хельсинки или Тарту. Если не считать задержки на таможне, дорога занимает часов 5. С таможней — плюсом от 3 до 8 часов в зависимости от очереди. Автобусы обычно отъезжают из Петербурга поздним вечером, а утром радостные россияне уже оказываются в Суоми. Дальше в зависимости от следующего пункта назначения есть два варианта: автобус или паром.


Если выбираем автобус, то готовимся к длительным перегонам и низким ценам. Да, по самой Европе передвигаться на автобусе тоже достаточно дешево, но не всегда удобно — если расстояния большие, вы потеряете кучу времени и просто замучаетесь. А на короткие дистанции заезды получатся вполне удачными. С европейских автовокзалов рейсы отправляются практически в каждый более-менее крупный по европейским меркам населенный пункт. Билет на автобус стоит в среднем от 10 до 50 евро, а тем, кому 26 и меньше, сделают скидку по международной молодежной дисконтной карте Euro<26. Оформить ее можно во многих городах России или непосредственно в Европе — об этом расскажем отдельно далее.


Паром хорош, когда надо дешево добраться из Финляндии в Швецию, из Швеции в Германию. Правда, с 2010 года на пароме можно доплыть и из Петербурга в Хельсинки, но самая дешевая каюта в E-классе стоит 100 евро. А уже из Хельсинки или Турку уплыть в Швецию можно, купив билет за 15 евро и выше — в зависимости от класса размещения, количества человек в каюте, наличия автомобиля и других условий. Есть несколько паромных компаний, предлагающих большой выбор билетов на паромы по Скандинавии, например, интересные акции есть у , . Многим понравится любоваться с палубы на красоты финских, шведских или норвежских берегов, но лишь при условии отсутствия морской болезни.





Самолет


Если вы держите путь из Москвы, лучше всего лететь самолетом и десантироваться в самом сердце ближней заграницы — в Германии, Польше, Чехии или ее западных окраинах — в Испании, Италии, Франции. Билет на самолет можно приобрести на распродаже какой-нибудь европейской авиакомпании за сотню евро и даже значительно меньше, но для этого надо хорошенько постараться и поймать распродажу. Авиакомпании , , , часто радуют путешественников и распродают билеты за очень даже сносные деньги.


Передвижение внутри Европы на самолете не составит никакого труда, если, опять же, знать несколько хитростей. Самый верный способ сэкономить — летать рейсами стоп-сейловых компаний, распродающих билеты на «воздушные трамваи» за сущие копейки. Например, на сайте компании можно забронировать билет из Берлина в Милан за 10 евро, а бывают случаи, когда билеты предлагают и за 1 евро. У нас таких цен вы не видели и вряд ли увидите, а там это обычное дело. Правда, самолет будет не таким уж комфортным, а кормят путешественников за дополнительную плату. Но пару часов можно и потерпеть.


Есть пара сетевых сервисов, которыми советуют пользоваться, чтобы проверять все варианты сразу — это и . Там по запросу выводятся практически все возможные варианты дешевых и не совсем полетов по всему миру, а еще там легко делать стыковки. Молодым путешественникам также полагаются скидки на авиабилеты в Европе по разным молодежным карточкам.





Свой автомобиль


Самый независимый вариант из всех имеющихся. Выезд когда угодно, остановки в любое удобное время, маршрут меняется легко, быстро и без ущерба для окружающих. И компанию можно собирать хоть из сорока человек — по четверо в салон и готово. То, о чем нужно помнить, выезжая в Европу на автомобиле, — на каждое транспортное средство нужно оформить так называемую зеленую карту — страховой полис, без которого запрещено передвижение на автомобиле по большинству стран Европы. Оформить его можно в любой страховой компании.


Еще одно условие, о котором стоит помнить, когда вы начинаете рассчитывать стоимость путешествия по Европе на своих колесах, — там бензин немного дороже, чем в России. Цены на топливо в Евросоюзе собраны в удобную таблицу . Для того чтобы не прогадать с временными границами продвижения по Европе, можно зайти на сайты, предлагающие воспользоваться счетчиками расстояний. Удобные сервисы есть на  или . Ну и отдельно говорить про GPS-навигатор с хорошими картами даже не стоит — само собой разумеется.





Поезд


Европейцы страстно любят путешествовать на поездах. Ранним утром выглянуть из окна купе и полюбоваться на Альпы — просто супер! И мы, вольные путешественники, можем поехать по железной дороге, чтобы ронять слезы умиления, глядя на цветущие поля Евросоюза. Только есть одно но: как ни странно, поезд — самый дорогой вид транспорта в Европе. Например, только из Санкт-Петербурга в Хельсинки уехать можно примерно за 3000 рублей — многовато по сравнению с автобусом.


По самой Европе железнодорожное передвижение вполне может обойтись дороже, чем на самолете: от 40 евро в один конец даже на не самом длинном маршруте. Но попробовать прокатиться на красивом европейском поезде вполне можно — расписание движения удобное. Вот только через Интернет узнать расписание поездов по всей Европе не выйдет — полное расписание есть только у национальных перевозчиков по отдельности.






ОФОРМИТЬ ВИЗУ


Снова два варианта: либо делать визу в консульстве, либо через турфирму. Первый вариант дешевле (если вы живете недалеко от консульства, конечно), второй проще.


Несмотря на то что шенгенская виза действует одинаково на всей территории Евросоюза, успех поездки во многом зависит от того, для въезда в какую страны вы ее откроете. Самый распространенный вариант — это, конечно, Финляндия. Но открыть визу можно только в Москве или Санкт-Петербурге, и приоритет в очередях (которые в Петербурге просто дикие) отдается местным жителям. Самый благородный вариант — французская виза. С ней въезд в Европу и пересечение внутренних границ будет вообще беспрепятственным — на вас ни один пограничник не взглянет косо. Но чтобы получить визу во Францию, нужно более-менее внятно доказать, что вы собираетесь там прожить какое-то время, и лучше всего предоставить бумагу, подтверждающую то, что за вами забронирован номер в отеле (не в хостеле, не в пансионате, а именно в отеле). Можно оформить и любую скандинавскую визу, а вот с южными странами нужно быть поосторожнее. Бывают случаи, когда люди с греческими, болгарскими или даже испанскими визами не могли пересечь границу, так как такие визы обычно открываются для пляжно-отельных туров: прилетел — отдохнул — домой. И больше никаких гуляний. Госпошлина за открытие шенгенской визы — 35 евро плюс обязательная минимальная страховка. Турфирмы открывают визы в любые страны Европы, правда, стоит это уже раза в два дороже — от 60 евро в зависимости от срочности. Зато голова болит не у вас, а у уполномоченных посредников.






НАЙТИ ЖИЛЬЕ


Самостоятельное приключенческое путешествие — это быстрая смена обстановки и неожиданные смены курса. Так что бронировать заранее номера в дорогих отелях основных пунктов пребывания, скорее всего, не стоит. Путешественники, особенно автостопщики, предпочитают заселяться на ночлег в недорогие хостелы, которых в Европе хоть отбавляй. Ночь в таком месте обойдется в среднем в 20 евро. Но учтите: никаких дополнительных удобств в виде чистых-пушистых полотенец и завтрака в номер, а делить комнату, возможно, придется с незнакомцами. Отсюда высокая вероятность быть обворованным, на этот случай в большинстве хостелов есть сейфы, где можно хранить все ценное.


Другой вариант — найти жилье по коучсерфингу, то есть по обмену поселиться у добрых людей бесплатно. Просто заходите на сайт , договариваетесь с хозяевами подходящего жилья и приезжаете в назначенную дату к ним, а они — к вам (вас же дома нет, вы в Европе). Пользуетесь всем бесплатно, потом перед отъездом приводите жилище в порядок и едете дальше. Это довольно безопасно, хотя и тут осторожность не помешает — лучше всего выбирать хозяев по рекомендации.






ПОЛУЧИТЬ СКИДКУ


Для тех, кто молод не только душой, но и по паспорту, существует уйма специальных молодежных программ, которые позволяют экономить на путешествиях.


Euro<26


Эта система действует для всех молодых людей мира, кому от 12 до 30 лет. Карта Euro<26 дает скидку от 10 до 100 % на приобретение билетов на все виды транспорта в Европе, посещение музеев и театров, проживание в гостиницах и хостелах, посещение магазинов в курортных городах. Подробности о программе и скидках отлично описаны на .


ISIC, ITIC, IYTC


Это своеобразные удостоверения, по которым можно участвовать в скидочных программах для студентов и преподавателей. Действует система не только в Европе, но и во многих странах на других континентах. С такими карточками можно дешевле ездить, снимать жилье, ходить по магазинам, фитнес-центрам, ресторанам и кафе, театрам и музеям, а еще посещать образовательные проекты и наматывать на ус полученные зарубежные знания. Обычно ISIC, ITIC, IYTC оформляют те, кто оправляется за рубеж по учебе (но необязательно это должна быть только учеба), поэтому оформляют их организации вроде .


AIESEC


Эта программа рассчитана не столько на молодых свободных путешественников, сколько на тех, кто едет за границу учиться или стажироваться. Читаем официальный сайт , выбираем направление и место, оформляемся и получаем определенные скидки на билеты и проживание. Мелочь, а приятно.