10 главных выставок декабря, которые стоит посетить до конца года | Арт | Time Out
Арт

10 главных выставок декабря, которые стоит посетить до конца года

30 ноября 2021
11 мин
10 главных выставок декабря, которые стоит посетить до конца года
Выставка «Многообразие. Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж»

Этот декабрь особо богат на музейные экспозиции и выставки разного толка. Это отличная пора для всех любителей искусства. Time Out рассказывает о проектах, которые откроются до конца года — от краеведческого хита «Уберите чучело лося» до первого в России Музея криптографии и культурного пространства «ГЭС-2».


«Я люблю Зверева»

Когда: 1 декабря — 29 мая 2022 года

Где: Музей AZ

Подробности

Большая выставка-посвящение Анатолию Звереву приурочена к 90-летию со дня рождения художника. Коллекционер Георгий Костаки называл его «русским Ван Гогом». В экспозиции будут представлены около 140 живописных и графических работ, большая часть которых никогда не выставлялась.

Куратор Полина Лобачевская и главный хранитель Музея AZ Наталья Волкова отобрали шедевры Зверева из шести частных коллекций: Наталии Опалевой, Сергея Александрова, Марка Курцера, Андрея Тимохина, Давида Гольдферта и Игоря Маркина, буквально «снимали сливки» с первоклассных собраний. Частью выставки станет показ одноименного фильма «Я люблю Зверева» режиссера Елены Лобачевской, снятый специально к выставке.

Этот проект станет кульминацией масштабного арт-марафона: в Зверевском центре уже открыта выставка «Зверев и шашки. Chеckers party», начали работу «Майская ночь или Утопленница» в Музее ART4 и «Анатолий Зверев. Здесь должен быть лес» в галерее «Веллум».


Музей криптографии

Когда: с 21 декабря

Где: Ботаническая, 25

Подробности

21 декабря в Москве откроется первый в России Музей криптографии. Он расположен в знаменитой «Марфинской шарашке» — раньше ученые здесь занимались разработкой шифров и криптоанализом. С открытием музея и здание впервые распахнет двери для широкой публики.

Создатели Музея уверяют, что он будет интересен аудитории любого возраста и профессий и станет пространством, влюбляющим в науку и технологии. В экспозиции можно будет узнать о прошлом, настоящем и будущем криптографии и о развитии коммуникации между людьми на протяжении всей истории. Также будут представлены уникальная историческая коллекция шифровальной техники, средства передачи информации и архивные документы.

В экспозиции музея — несколько десятков экспонатов и более 130 инсталляций, одна из которых посвящена легендарной шифровальной машине «Фиалка» (М-125). Устройство изобрели в СССР после Второй мировой войны, и несколько десятилетий он использовался странами Варшавского договора. До 2020 года вся информация о «Фиалке» и ее внешнем виде держалась в строжайшем секрете. Помимо самой машины, будет представлена гигантская копия шифровальных дисков «Фиалки»: благодаря ей можно будет в буквальном смысле проникнуть внутрь секретной шифровальной машины и попробовать зашифровать сообщение.

В экспозиции XX века будут воссозданы кабинеты ученых Владимира Котельникова и Клода Шеннона. Здесь же можно будет найти инсталляцию, посвященную линии «Москва — Вашингтон» и номерные станции со всего мира, а также узнать о профессиональных секретах разведчиков и их жизни.

В зале, посвященном современности, экспозиция почти полностью состоит из интерактивных инсталляций. Например, можно сделать фото с AR-маской и защитить его блокчейном, то есть по сути сделать NFT-токен. В комнате со стилизованными аркадными игровыми автоматами посетители научатся подбирать самый сильный пароль. Кроме того, в музее с помощью VR-технологий можно будет погрузиться в мир будущего и узнать, как изменится криптография после изобретения квантового компьютера.


«Вооруженный зреньем». Персональная выставка Андрея Есионова

Андрей Есионов «Римское соответствие», 2015

Когда: 8 декабря — 20 февраля 2022 года

Где: МУАР, ул. Воздвиженка, 5/25, Флигель «Руина»

Подробности

Новая выставка Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева представляет широкой публике творчество современного московского художника, академика Российской и Флорентийской академий художеств и лауреата национальных и международных премий Андрея Есионова.

В экспозицию войдут около сотни живописных и графических работ, в числе которых акварельные серии на остросоциальные и бытовые сюжеты, а также картины философско-религиозного жанра. Некоторые произведения будут представлены широкой публике впервые.

Мандельштамовский образ для названия выставки выбран осознанно. Есионов — художник оптического склада. В экспозиции обыграна тема «руин» — по названию музейной площадки. Она говорит со зрителем о том, что все может разрушаться, и все же эта ценность сохранится: архитектор экспозиции Юрий Аввакумов создает для каждой вещи нечто наподобие реликвария.

Андрей Есионов на московской арт-сцене появился в начале 2010-х уже духовно и профессионально сформировавшейся личностью, это был редкий случай независимого, несистемного творческого старта. В конце десятилетия художник добился внимания музеев, причем самых разных — Государственного Русского музея и ММОМА, Государственных музеев изобразительных искусств Татарстана и Узбекистана, Accademia delle Arti del Disegno во Флоренции и музея San Salvatore in Lauro в Риме.


Выставка «Уберите чучело лося» в Музее Москвы

Когда: 10 декабря — 20 марта 2022 года

Где: Музей Москвы

Подробности

К 100-летию краеведения Музей Москвы подготовил выставочный проект об истории их становления в СССР. Пространство выставки превратится в воображаемый краеведческий музей Москвы, сконструированный кураторами по советским инструкциям 30-х. Его отделы и разделы визуализируют основные приемы построения краеведческих экспозиций, а многочисленные тексты и цитаты раскроют заложенный в них идеологический и социально-политический подтекст.

«Уберите чучело лося» — выставка-деконструкция, призванная развеять ностальгический флер вокруг этого типа музеев. Краеведческий экспозиционный канон во многом утратил актуальность, местами оказался незаслуженно забыт, но часто его воспроизводят в обновленных материалах так, будто ему не существует альтернатив — краеведческий музей препарируется и анализируется с точки зрения его первоначальных задач.

В экспозиции будут представлены более 200 экспонатов: живопись, графика, археология, предметы мебели и быта, открытки и плакаты из коллекции Музея Москвы, а также 50 чучел из собрания Государственного биологического музея имени К.А. Тимирязева.


«Искусство будущего» / Art for the Future

Когда: вторая половина декабря

Где: Мультимедиа арт музей, Москва

Подробности

Мультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ) в этом году отмечает 25-летний юбилей. К этой дате приурочено множество выставок. До 5 декабря в музее можно увидеть работы Сергея Шутова, Никиты Алексеева, Олега Целкова, Сары Мун, арт-групп ЕлиКука и МишМаш. А уже в середине следующего месяца посетителей ждет Art for the Future — первая международная биеннале современного искусства и искусства, созданного с помощью современных технологий. Она станет кульминацией празднования юбилея.

На новой международной биеннале будут представлены 47 проектов российских и зарубежных художников, использующих в работе новые технологии: нейросети, 3D-анимацию, виртуальную, дополненную и смешанную реальность и многое другое. Среди участников — такие звезды мирового искусства, как Рефик Анадол, Рафаэль Лосано-Хеммер, Михаль Ровнер, арт-группы AES+F и Random International, британский художник Stanza, международный художественный коллектив из Японии teamLab, а также молодые российские авторы Наталья Алфутова, Екатерина Балабан, Юлия Вергазова, Максим Змеев, Анастасия Королева, Мария Молокова, Анна Ротаенко, Анна Толкачева и Gray Cake (Катя Пряник, Саша Сереченко).

Они исследуют то, как технологии влияют на жизнь и человека, и общества в целом. А зрители с помощью интерактивных инсталляций станут полноправными соучастниками творческого процесса. Дополнением станет большая образовательная программа, которая пройдет в гибридном формате.


SOVRISK #напотоке в «Зарядье»

Иван Лубенников «Подъем», 2009

Когда: до 5 декабря

Где: Подземный музей парка «Зарядье»

Подробности

Девятая выставка SOVRISK #напотоке открылась в Подземном музее парка «Зарядье». Среди работ представлены произведения «Подъем» народного художника России, монументалиста Ивана Лубенникова как дань памяти мастеру, ушедшему из жизни 3 октября.

Художник оформил фасады Московского театра на Таганке и участвовал в создании Музея Владимира Маяковского в Москве, а также занимался оформлением несколько станций московского и парижского метро.

На своде северного вестибюля станции «Маяковская» можно увидеть созданную им мозаику, на «Сретенском бульваре» — панно из травленого металла, а на станции «Мадлен» в Париже — композицию из металла и литого стекла «Курочка Ряба». Его живописные работы находятся в собраниях крупнейших музеев, включая Третьяковскую галерею и Русский музей.

На новой выставке SOVRISK #напотоке состоялась премьера работы его ученицы Ольги Согриной «Лужи», созданная в технике «вышивки металлом по металлу». Художница переосмысляет традиции и соединяет их с новыми пластическими решениями.

Также посетители вновь увидят «Сон» Анны Красной из серии «Путешествие Ани и Тимы в сказочный лес». Это произведение демонстрировалось на предыдущей выставке цикла и победило в зрительском голосовании. В этот раз также пройдет голосование — работа, набравшая большее количество голосов, войдет в новую экспозицию.

Традиционно выставку дополняет новый NFT-арт. Это Follow Me диджитал-художника Артура Конда, который в составе студии Sila Sveta участвовал в работе над концертами Билли Айлиш, Дрейка и Карди Би. CG-художник и иллюстратор Иван Соляев, известный интерпретациями народных узоров, покажет Virtual Vacuum. А Роман Бобков представит CLOUD — цифровое облако, отражающее господство природы над человеком.

Артур Конд, Follow Me

Современная графика из собрания Центра Помпиду. Дар Флоранс и Даниэля Герлен

Когда: до 30 января 2022 года

Где: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

Подробности

Пушкинский впервые представил современную графику из собрания Центра Помпиду, что дает возможность российскому зрителю познакомиться с эталонной частной коллекцией современного рисунка. В семи залах первого этажа Галереи искусства Европы и Америки XIX–XX веков представлена выдающаяся коллекция — более 200 произведений графики.

Это в том числе работы Фабриса Ибера, получившего «Золотого льва» на Венецианской биеннале 1997 года, и Кики Смит, американской художницы, одной из наиболее заметных фигур феминистского искусства, а также рисунки Кристиана Болтански, Жерара Гаруста, Джузеппе Пеноне, Сильвии Бэхли, Павла Пепперштейна, Александра Пономарева и многих других представителей современного искусства.


ГЭС-2

Когда: с 4 декабря

Где: ГЭС-2, Болотная набережная, 15

Подробности

В начале декабря в пространстве бывшей электростанции на Болотной набережной открывается Дом культуры «ГЭС-2». Несмотря на то, что он вместе с Третьяковкой, Пушкинским музеем и «Гаражом» входит в «Музейную четверку», его создатели, фонд V–A–C, всячески подчеркивают, что это не музей, а именно Дом культуры, генератор творчества и идей.

В первые несколько лет здесь пройдет цикл проектов, состоящий из пяти сезонов — по два в год. Лейтмотивом станет российская культура последних десятилетий и все, что на нее повлияло. Откроется «ГЭС-2» проектом художника Рагнара Кьяртанссона «Санта-Барбара. Как не поддаться колонизации?». Среди других выставок — «Я моторы гондолы разбираю на части», название которой вдохновлено песней группы «Мумий Тролль», и «В Москву! В Москву! В Москву!».

Во время перерывов между выставками, когда некоторые пространства закроют на перемонтаж, останутся открытыми общие зоны: библиотека, учебный центр, творческие мастерские, зал-трансформер и кафе.

Вход в «ГЭС-2» будет свободным, за исключением кинопоказов, концертов и спектаклей. Еще до открытия нового пространства оно преобразило культурный ландшафт вокруг — перед зданием установили композицию «Большая глина №4» Урса Фишера, вызвавшую неоднозначную реакцию, а рядом с березовой рощей появилось «Пространство света» Джузеппе Пеноне. Привлекает внимание и обновленное здание электростанции со знаковыми синими трубами, реконструированное по проекту знаменитого архитектора Ренцо Пьяно.


«Многообразие. Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж»

Когда: до 13 марта 2022 года

Где: Западное крыло Новой Третьяковки, Крымский Вал, 10

Подробности

Фонд искусства и культуры (Бонн) и Государственная Третьяковская галерея представляют масштабную передвижную выставку «Многообразие. Единство. Современное европейское искусство. Берлин. Москва. Париж». Это грандиозный международный выставочный проект с работами, созданными за последние 30 лет как звездами современного искусства, так и совсем молодыми художниками и художницами. С ними зрителю предлагает познакомиться группа кураторов из разных стран Европы.

Экспозиция включает в себя работы 90 важнейших современных художников, представляющих разные поколения и регионы Европы. Среди них Илья и Эмилия Кабаковы, Аннет Мессаже, Вольфганг Тильманс, Мона Хатум, Олафур Элиассон, Ансельм Кифер (ниже приведен полный список участников) и другие.


New Elements

Когда: до 27 февраля 2022 года

Где: Laboratoria Art&Science, Западное крыло Новой Третьяковки

Подробности

Фонд Laboratoria Art&Science Foundation открыл в Западном крыле Новой Третьяковки выставку New Elements, которая предлагает взглянуть на мир как на аналоговый компьютер. Ее кураторами выступили Дарья Пархоменко (Россия) и Дитмар Оффенхубер (Австрия — США). Проект реализован при поддержке «Лаборатории Касперского», многолетнего партнера фонда.

Работы художников из разных стран показывают, как цифра и реальность взаимосвязаны между собой и что они гораздо ближе, чем кажется. Среди участников — Мемо Актен, Ральф Беккер, Эрих Бергер, Реити Курокава, Tуула Нярхинен, Анна Ридлер, Томас Сарасено, Tомас Фойерштайн, Илья Федотов-Федоров, Tереза Шуберт и Forensic Architecture. Их работы распределены по нескольким тематическим разделам: «Аутографические измерения», «Вычисляя с природой» и «Цифровая материальность».

Кто-то из художников осмысляет процессы в природной среде, кто-то — в технологических системах и структурах нейронных сетей. И вслед за ними зритель может обнаружить сходство нейронных сетей с природными явлениями, поразмышлять о влиянии искусственного интеллекта на социум или задуматься о глобальном экологическом кризисе.

Так, например, Томас Фойерштайн исследует взаимодействие человека и окружающего мира. В своей биохимической инсталляции Poem он показывает размывание границ человеческого тела, делая из «первичного» бульона — выдыхаемого посетителями воздуха — пригодный для питья алкоголь. Влажный воздух постепенно конденсируется на поверхности ледяной скульптуры. Конденсат запускает работу перегонного аппарата, в котором происходят процессы химического синтеза. Бесконечно циркулируя в круговороте аппаратов, жидкость превращается в органические вещества и начинает накапливать аминокислоты, глюкозу и этанол, которые в конечном итоге материализуются в спиртные напитки.