За пределами формы
О выставке
Тотальная инсталляция Алисы Гореловой в PA Gallery.
Возвращение к «истинному облику» — распространенный мифологический троп, символизирующий «разгадку», словно метаморфозы — лишь трюк, скрывающий «истину». Такой взгляд создает дихотомию между непостоянством обмана и неизменностью правды, ведь когда-то мир казался человеку детерминированным и завершенным с божественной точки зрения. Но для современного мира такое представление потеряло актуальность.
Сегодняшний мир с высоты божественного взгляда выглядит скорее непроглядным клубком тел, интенций и случайностей. Познать истину — значит познать ее непостоянство. Истинная жизнь есть вечная трансформация. Особый взгляд на эту тему предлагает Алиса Горелова в своей новой тотальной инсталляции, где разрозненные тела тянутся к центральному полотну, чтобы слиться в клубке искусства.
Ее работы всегда ярко раскрываются в совокупности, перетекая одна в другую. Новым шагом в творчестве Гореловой стала выставка в «ГРАУНД Солянка» «Здесь обитают драконы. Hic sunt dracones», где причудливые образы вырывались на стены, заполняя пространство. Однако фресковая монументальность отчасти сдерживает живые, текучие телесные фигуры. В новом проекте художница идет дальше, чтобы сделать зыбкими границы внутри целого галерейного пространства.
В рамках проекта в PA Gallery Алиса обращается к телу в момент утраты его индивидуальной замкнутости. Она размышляет об этом как о переходе из субъектности в тотальность. Представленная инсталляция и сама отражает этот переход: центральное полотно было создано Алисой в мастерской, в ее личном, индивидуальном пространстве, но окончательный вид работа приобретет уже в пространстве социальном, в галерее, на глазах у зрителя.
Мифологические сюжеты, к которым отсылает проект, подчеркивают непостоянство границ: здесь и Дафна, превращающаяся в дерево, чтобы спрятаться от Аполлона, и трагическая история жителей Помпей, которые оказались погребенными, «слитыми», под одним лавовым потоком, утратив субъектность, чтобы стать частью тотальной истории.
В новой инсталляции Алиса зацикливает переходное состояние: образы выходят за пределы холста на стены, чтобы снова вернуться в картину, дважды пробив живописные границы. В этом поле трансформаций разрыв границ возводится в абсолют, ибо в апогее тяготения тел процессы распада и слияния теряют различимость. Зрители же оказываются в своего рода темпоральном разрыве, благодаря чему в их перспективе мгновение трансформации предстает потоком сливающихся и отталкивающихся тел, стремящихся к бесконечной энтропии.
Алиса Горелова — художница с академическим образованием, работает в монументальных формах, создавая живопись, которой тесно в пределах одной картины. Предлагаемый ею тип тотальной живописной инсталляции основан на фресковом мышлении, но не на плоскости, а в пространстве. Это объемная «фреска», чьи элементы создаются с расчетом на способность левитировать в экспозиции, вступая в отношения друг с другом на разных расстояниях и высотах, объемля весь зал и захватывая зрителя внутрь себя.
Алиса Горелова родилась в 1988 году, в настоящее время живет и работает в Санкт-Петербурге. Выпускница графического факультета Академии искусств имени Репина. Проходила стажировку в Nongyuan International Art Village (Чэнду, Китай) и в Saimaa University of Applied Sciences (Финляндия). Член объединения «Открытые студии «Непокоренные». Участник ярмарки молодого искусства blazar, а также многочисленных групповых выставок в России, Франции, Италии, Китае, Великобритании, Финляндии. Автор семи персональных выставок.
Избрав основным медиумом живопись, а главным мотивом телесность, Алиса Горелова сочетает академическое мастерство построения многофигурных композиций с изощренным модернистским декоративизмом.
Увидеть персональный проект Алисы Гореловой «За пределами формы» в PA Gallery можно до 7 декабря 2025 года по адресу Тверская, 3 (арт-пространство Cube.Moscow).
PA Gallery — галерея современного искусства, основанная в 2019 году Еленой Паршиной, Надеждой Аванесовой и Александром Баландиным. Галерея представляет российских и иностранных художников нескольких поколений: как уже отмеченных признанием профессионального сообщества, так и молодых авторов. Галерея также специализируется на неофициальном искусстве второй половины ХХ века. В коллекции галереи представлены произведения Владимира Трямкина, Евгения Чубарова, Владислава Зубарева, Евгения Михнова-Войтенко, Сергея Алферова и др.
В основе деятельности галереи лежит исследовательский интерес и любовь к искусству. Галерея представляет собой живой развивающийся организм, создает мультимедийное пространство для выражения взглядов художников разных поколений, где происходит непрерывное взаимодействие и обмен опытом, развитие и продвижение идей.