Внутри города. Искусство архитектурного макета
О выставке
Проект Центра «Зотов» и компании Генпро впервые представляет макет как самостоятельное направление искусства и главный язык архитекторов.
В повседневной жизни люди могут увидеть макеты в экспозициях исторических музеев, офисах продаж недвижимости или общественных пространствах. Все они используются в просветительских или коммерческих целях. Новая выставка в Центре «Зотов» позволяет по-новому посмотреть на макет, подчеркнуть его художественную ценность, в режиме реального времени понаблюдать за процессом макетирования и показать, как макет стал главным инструментом в архитектуре.
Проект объединяет работы более 25 известных архитектурных бюро, паблик-арт художников и дизайнеров. Каждый из пяти разделов выставки позволяет увидеть, как макет сохраняет память о времени и месте, способствует развитию современного городского ландшафта и поиску новых творческих идей. В центре экспозиции — макетная мастерская, где в режиме реального времени мастера создают новые и реставрировать старые макеты. Каждый желающий впервые может увидеть закулисье этой кропотливой работы.
В разделе «Макет создает» макет представлен как инструмент творческого поиска архитектора. Это архитектурные фантазии — одни были реализованы, а другие еще в процессе. Важными экспонатами этого раздела стали макеты Николая Полисского, которые впервые показаны широкой аудитории: рабочий макет ленд-арт проекта в Японии, а также 10 эскизных макетов скульптур для набережной в Балахне на Волге, выполненные из поролоновых трубок. Интересна серия макетов для проекта отеля в Ялте от бюро ПРОЕКТ МЕГАНОМ — она создана из аутентичных материалов, включая песок, передающих особенности местности.
Самый обширный раздел выставки «Макет говорит» показывает, как архитекторы с помощью макетов рассуждают о своем творчестве. Самый характерный пример — макет жилого комплекса «Бродский» архитектурного бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры». В макете дома, состоящего из одних арок, оставили только оболочку — архитекторы наглядно демонстрируют главный художественный прием, который лег в основу образа здания.
Макеты Тотана Кузенбаева, одного из самых известных российских архитекторов, работающих с деревом, представляют здания в виде саженцев, которые словно висят в воздухе: зритель сможет увидеть не только эффектную форму самих зданий, но и изнанку города — обычно скрытые под землей коммуникации: трубы и кабели.
Раздел «Макет работает» позволяет через стекло понаблюдать за реальным рабочим процессом и увидеть, как мастера создают новые макеты и реставрируют старые при помощи современных и классических технологий. Другая грань современного архитектурного моделирования — динамические макеты — представлена макетом-трансформером от бюро KAMEN.
Раздел «Макет учит» демонстрирует, как макет помогает студентам развивать пространственное воображение и позволяет прикоснуться к зданиям — историческим или тем, которые они мечтают создать. Здесь представлены творения ведущих архитектурных школ. Например, «Трансформатор, или Марсельский суп» — работа учебной студии Александра Бродского и Надежды Корбут. Учебные проекты целой группы магистратуры МАРШ размещены внутри бывшей трансформаторной подстанции на «Красном Октябре». Одним из результатов работы студии стал коллективный макет, созданный 12 студентами.
От образования к истории — в разделе «Макет напоминает». Здесь можно увидеть модели таких памятников архитектуры, как Казанский собор в Санкт-Петербурге и Храм Христа Спасителя в Москве. Старейший и ценнейший экспонат выставки — макет Колизея работы итальянского мастера Антонио Кики (вторая половина XVIII века), который Екатерина II приобрела для своих внуков Александра и Константина в образовательных целях.
Среди особо интересных экспонатов — фрагмент большого деревянного макета центральной части Москвы, который создавался в 1976-1986 гг. С 1994 года он был выставлен публично в специальном помещении в Доме на Брестской. Макет состоял из модулей, что позволяло оперативно заменять на нем модели снесенных зданий на новые, строящиеся. Здания, подоснова, деревья, вода Москвы-реки и Яузы были изготовлены из разных пород дерева. В середине 2010-х годов макет был разобран и законсервирован. Вместо него на ВДНХ был создан новый, более технологичный, размещенный в специальном павильоне. Деревянный макет Москвы представляет собой не только уменьшенную копию центра Москвы определенного периода, но и технологию, на смену которой пришла другая.