P.S. | Театр | Time Out

P.S.

О спектаклеМатериалы
P.S.

О спектакле

Это не совсем документальный спектакль о Романе Виктюке, а история о Режиссере, его Актерах и о последнем спектакле, который Режиссер не успел закончить, и который его Актеры все же осуществили в память о своем Мастере.

Дайте мне эту пьесу, я ее сожгу. «P.S.» в Театре Романа Виктюка

Автор: Нелли Когут

Премьера спектакля «P.S.» Игоря Неведрова состоялась в дни юбилейного марафона, посвященного 85-летию Романа Виктюка. Жанр постановки обозначен как спектакль-репетиция, по структуре его можно назвать тем, что называется work-in-progress — наблюдение за тем, как постановка создается. Спектакль, задуманный Виктюком, так и не был завершен: работа по пьесе «Скок в постель» французского автора Марселя Митуа была прервана на полпути трагическими обстоятельствами смерти мастера.

«P.S.» основан на мизансценах и музыкальном решении Виктюка, с точным следованием сохранившимся записям. Однако теперь постановка воплощается как попытка вернуться во момент репетиций, когда коллективное — актеров и режиссера — творение только зарождается, но также и в момент, особенно важный для зрителей и артистов театра, когда Виктюк был жив и находился рядом. Он сам в записи на экране дает режиссерские указания, а актеры вокруг, как и прежде, жадно ловят каждое слово учителя.

На сцене — отчаянное веселье с традиционным набором обманов, измен и соблазнений. В доме издателя детской литературы между тремя парами героев разворачивается настоящая баталия за комнату — хозяева отправляются в ресторан отмечать годовщину свадьбы, оставляя свободным уютный уголок для свиданий, на который оказывается много желающих.

Игорю Неведрову, автору этого сценического оммажа, очень точно удалось ухватить состояние окуклившейся бабочки, готовящейся к первому полету: комедийные ситуации пьесы только нащупываются, реакции публики еще проверяются, декорации намечены, но не завершены. Есть три красные театральные ложи, портал с бело-золотыми колоннами, но вместо большой круглой кровати, например, квадратная транспортировочная платформа на колесиках. Это, конечно, становится предметом шуток — действительно, как поверить в предлагаемые обстоятельства, если «кровать» не соответствует фактическому описанию?

Для ведущего актера театра Неведрова это уже пятая работа на сцене Театра Романа Виктюка в качестве режиссера — в афише также есть его «Танго», гранж-перформанс «Буковски», «Любовью не шутят» и «Венецианка». Уже уверенно можно говорить о выработанном режиссерском стиле и методе: на первый план выходят способы выразительности, которые находятся за пределами текста, его театр — это создание определенной ситуации, в которой по своим законам действуют персонажи-маски. Так, пьесу неизвестного автора XVI века «Венецианка» разыгрывают актеры советского студийного театра начала ХХ века, герои легкой французской комедии положений эпохи романтизма «Любовью не шутят» существуют и действуют под гнетом рока по канонам древнегреческой трагедии.

«P.S.» — это «спектакль в спектакле», герои не те, которые указаны в тексте, а актеры, причем не гипотетические, а конкретные, выступающие от своего имени, постоянному зрителю театра Виктюка хорошо известны: Людмила Погорелова, Дмитрий Бозин, Антон Даниленко, Станислав Мотырев, Анна Подсвирова, Екатерина Карпушина, Дмитрий Голубев, Владислава Крюкова и Анастасия Черникова.

Переключение между двумя регистрами — репетицией и самим спектаклем — происходит молниеносно. Только зритель захвачен сюжетной линией, где издатель Филипп, использовав письмо в качестве улики, хочет подловить жену на неверности, артисты Дмитрий Бозин и Людмила Погорелова выбивают из действия пьесы и вовлекают во внутритеатральный мир.

– Сцену, когда приглашают на ужин Жерара, чтобы он не остался в квартире, вырезали.
– Когда, Люда?
– Когда ты, Дима, халтурил.

Дальше зритель несется по перипетиям пьесы, в которой ровно столько изгибов и поворотов, сколько нужно для подогрева интереса. Никакого высмеивания испорченных нравов, ни намека на социальную сатиру — только чистая радость и смех. Герои проворачивают целую схему по подмене издателя, чтобы взбалмошная писательница дала разрешение на публикацию серии своих рассказов «Мои собачки и я» (в неожиданной ипостаси клоунессы Екатерина Карпушина), служанка просит тестя хозяина дома помочь с мытьем посуды — абсурд и запутанность ситуации взвинчиваются до такого предела, что герой Дмитрия Бозина, наконец, восклицает: «Дайте мне эту пьесу, я ее сожгу!». Важно не только, что нам преподносят, но и как — и автор, и режиссер оборачивают все в чудесную упаковку шутовства.

Сюжет «Скок в постель» тут воспринимается как представление «перед занавесом» — в прошлом популярный прием, когда основной спектакль предваряла захватывающая, стремительно разыгрываемая пьеса, настраивающая аудиторию на определенный лад. Только в качестве основного действия здесь вся прожитая с Виктюком жизнь, творческая и не только, — долгая, насыщенная и счастливая. Неведров сопоставляет два различных психологических плана для того, чтобы ярче воспринималась идейная направленность «главного действия».

На записанном фрагменте Виктюк говорит о персонажах в качестве послания самим актерам, своим детям, как он их называл: «Они свободны. Им хорошо. Это самое трудное». Не отделяя работы от жизни, через репетиции и спектакли он создавал вокруг себя особое пространство, буквально средствами театра превращал обыденную реальность в игру, в которую неизменно затягивало всех оказавшихся поблизости. В этом был и принцип его творчества, и принцип жизни.

Легкость и свобода — только клоунские позы, о которых говорит и Виктюк. Поэтому в финале все появляются в дутых разноцветных клоунских штанах. Кому, как не им, знать все о свободе и прелести жизни без правил и запретов.

«Откройте глаза, рвите завесы, бейте перегородки… Ликуйте!»
Роман Виктюк

Билетов не найдено!

Закрыть