Леонардо | Театр | Time Out

Леонардо

Леонардо
Фото: Юлия Мешкова
Режиссер/Постановщик
Юрий Грымов

О спектакле

Постановка Юрия Грымова, продолжение трилогии «Антихрист и Христос» («Петр», «Леонардо», «Иуда?»). Спектакль посвящен гению Леонардо да Винчи, который считал, что служить искусству и науке можно только освободившись от человеческих чувств.


Рецензия на спектакль «Леонардо»

И красота служит порою для недобрых дел: «Леонардо» в театре «Модерн»

Текст: Нелли Когут

«Леонардо» – спектакль театра «Модерн» о создателе «Тайной вечери», «Джоконды» и «Дамы с горностаем», основанный на романе Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи». За сценическую версию текста отвечали режиссер постановки Юрий Грымов и драматург Александр Шишов. Этот байопик отличается от других «жизнеописаний», а строго говоря, им и не является: авторов интересует не только сам художник, соединяющий в себе в равной пропорции прекрасное и ужасающее, а среда, оказавшаяся для этого поразительно благоприятной. Можно сказать, что постановка критикует культуру, где в центр внимания ставятся амбиции и тщеславие власть имущих. Но казалось бы политическая проблема здесь возносится до уровня общечеловеческой.

В прошлом году художественный руководитель театра «Модерн» Юрий Грымов анонсировал и начал воплощение проекта под именем, похожим на название романной трилогии Мережковского «Христос и Антихрист». Похожим, но не совсем. У Грымова они меняются местами – «Антихрист и Христос», и этот тот случай, когда после перемены мест слагаемых сумма будет иная. В первом названии – движение вниз, падение, во втором – вознесение ввысь, к свету. Воскрешение, как бы ни пафосно это звучало.

На сегодня вышло уже два спектакля, каждый посвящен вечной борьбе света и тьмы в мире и в каждом отдельно взятом человеке. Первый, «Петр I», например, посвящен тому, как служение Христу или Антихристу побуждает человека к разным целям, и как в это оказываются вовлечены судьбы целой страны. Опыт работы над этой постановкой заметен и во второй части, «Леонардо»: спектакль также заостряет внимание на историческом значении этого выбора между светом и тьмой, особенно если дело касается значимой личности.

Леонардо из города Винчи – один из самых известных в мировой истории художников. Его широко, с большой глубиной и удивительным масштабом играет Дмитрий Бозин (ведущий актер и режиссер Театра Романа Виктюка). Его персонаж, что интересно, — одна из самых неоднозначных фигур в этой истории. Творец, воплощающий самое прекрасное, на что вообще способен человек, но ограниченный политическими и личными конфликтами и, порой неосознанно, способный на жестокость. На упрек, что его чертежи смертоносных орудий попали в руки врагам Милана, Леонардо отвечает: «Это всего лишь бумаги». Подхватываемые потоками воздуха, они разлетятся по сцене, и растворятся в «вечности».

Материя его интересует не меньше, чем дух. Для Леонардо они единое целое, и ничто ему не мешает искать божественное, погружаясь в самую грубую физиологию организма, создавая свой анатомический атлас. Этот Леонардо – созерцатель и исследователь; наблюдая за реакцией на искусство, он осознает, что между материей и духом больше родства, чем разрозненности. «Это вообще не живопись. Здесь написано то, чего глазами не увидишь!», – скажет он об иконе.

Одно из главных достижений спектакля – ему удалось уловить атмосферу той кровавой драмы разрыва между язычеством и христианством, которой была проникнута эпоха Возрождения. При бесконечном стремлении к идеалу, которым выступала античность, он оказался недосягаем. Антропоцентризм, человек как мера всех вещей, очень непросто сосуществовал с церковной догматикой, инквизицией, охотой на ведьм и сопротивлением открытиям, в том числе и в искусстве, уже нового, светского характера.

Чего хотели создатели спектакля в последнюю очередь, так это заставить зрителя скучать: вся философская линия идет подспудно, проявляясь в символах и эпизодах-вспышках. Вот Леонардо представляет на суд зрителей «Иоанна Крестителя»: «Это мужчина или женщина? Антихрист!», – восклицают «доброжелатели». Вот Леонардо дает совет Микеланджело поместить созданную им статую Давида в нишу: «Ты из зависти хочешь спрятать Давида в самый темный угол так, чтобы солнце никогда не освещало мрамора, и чтобы никто не мог его видеть».

У Леонардо было много учеников, но не было сподвижников. Он был одинок в своем миропонимании, так как только ему была доступна теневая, мрачная сторона изнанки прекрасного. «Сила творца в одиночестве», – утверждает он. Образы людей, сопровождавших его в жизни, как химеры окружают его кольцом и, повинуясь его жестам, принимают диктуемое им положение. На сцене появляются и изобретенные Леонардо механизмы: крылья, перчатки с перепонками, линза. Их цель – еще больше расширить возможности человека, дать ему еще больше власти над природой. В том числе и возможности убивать: как известно, по заказу герцога Моро да Винчи изобретает самые технологически современные по тем временам разрывные снаряды.

Этот спектакль, таким образом, можно рассматривать как шифр, разгадывая который можно увидеть историю развития духовной культуры. При этом он наполнен постановочными изысками и красивостями: костюмы Ирэны Белоусовой — с барочными излишествами, помпезные, с динамичными формами — подчеркиваются магией игры света и тени (художник по свету – Юрий Грымов), а также нуарной музыкой Pink Floyd, Иво Димчева, Dead Can Dance.

Есть в спектакле и харизматичный антигерой – герцог Моро (Сфорца). Персонаж Юрия Анпилогова не только кровожадный тиран, одержимый безумным тщеславием, которое он удовлетворял в том числе и за счет творений да Винчи, но и выражение, плоть от плоти, этого разрываемого противоречиями века. Моро не вызывает ни симпатии, ни сочувствия, что понятно, но главное другое: он — то, что противопоставлено этому всеобъемлющему творческому процессу, который пришел вместе с Леонардо и другими великими итальянцами, Микеланджело (Михаил Матыченко) и Рафаэлем (Евгений Казак).
Милан XV века, который нам показывают, – это общество, проникнутое насилием. Смерть, болезни – это норма, а наивность и беззащитность поднимается на смех (трогательный и нежный Джованни – один из самых ярких образов спектакля в исполнении Богдана Щукина).

В итоге новый спектакль уходит далеко от задач, присущих жанру байопика. Он преследует другую цель: показать, что путь к гармонии лежит через конфликты, борьбу и гибель, что вера в безграничность познавательных и деятельных возможностей человека не может реализоваться столь идеально и красиво. Препарировать душу и мысли гения, безусловно, увлекательно, но еще интереснее понять, что и кто его окружает.

Фото: Юлия Мешкова

Билеты можно приобрести на сайте.

Билетов не найдено!

Закрыть