Красная Москва. Женщина в большом городе | Арт | Time Out

Красная Москва. Женщина в большом городе

6+
Красная Москва. Женщина в большом городе
Фото: архивы пресс-служб
11 июля — 19 октября
вт — вскр 11:00–22:00
Улица 1905 года
Ходынская улица, 2 стр. 1

О выставке

Выставка посвящена парфюмерной индустрии в России 1920-1930-х. Более 200 экспонатов, от работ известных живописцев до винтажных аксессуаров и ольфакторных инсталляций, представляют индустрию красоты как историю развития города и преобразования советской повседневности. Хроника этих изменений звучит «голосами» работниц возрождающихся парфюмерных фабрик и москвичек, вместе с которыми взрослела культовая «Красная Москва».

Экспозиция стала первым ольфакторным проектом центра. Кураторы экспериментально подошли к методологии исследования эпохи 1920–1930-х, собрав широкий массив данных об обонятельных впечатлениях времени, тем самым сделав запах главным героем экспозиции. На выставке он становится носителем наследия и воспоминаний прошлого, а ароматы выступают в качестве самостоятельных объектов.

Сама красная Москва, молодая столица Страны Советов, в 1920–1930-е годы переживала второе рождение. Дома-коммуны, соседствующие со старомосковскими постройками, фабричные рабочие, делящие жизненное пространство с нэпманами и вчерашней буржуазией — именно в этом хаотичном, пахнущем керосином, пудрой, дешевой махоркой и цветущей сиренью ольфакторном пейзаже зарождалась советская парфюмерия.

Экспозиция поделена на десять разделов: «Пролетарская Москва», «Фабрика “Бывш. Брокаръ”», «Нэпманская Москва», «Мосье Мишель», «Трест Жиркость», «Проф. Брюсова», «Тов. Жемчужина», «Магазин ТЭЖЭ», «Новая Москва», «Послесловие». Начинается повествование со стремительно растущей Москвы 1920-х годов: посетители могут услышать разные городские звуки и запахи, характерные для того времени, увидеть процесс восстановления мыльной фабрики и исследовать изнанку городской жизни в условиях НЭПа. Затем зритель знакомится с «ТЭЖЭ» (так сокращенно называли государственный трест «Жиркость», ведавший парфюмерно-косметической промышленностью). В 1920–1930-е трест объединял под своим брендом все производства, так или иначе связанные с индустрией парфюмерии и косметики.

Следующие разделы посвящены Москве 1930-х. В них посетитель оказывается уже в более процветающем городе, где появляются первые бутики, а советская парфюмерия выходит на международный рынок. Путь к финалу экспозиции проходит через гостиную, в которой будут демонстрироваться фрагменты советских кинолент периода 1950–1980-х,  запечатлевшие взросление жительниц столицы вместе с «Красной Москвой». В последнем зале располагается объект современной московской художницы Ирины Кориной, созданный специально для выставки.

В экспозиции представлены реконструкции и вариации на тему ароматов, вдохновленных советскими духами, популярными в первой половине ХХ века. Также посетители могут ознакомиться с винтажным ароматом французского L’Origan Coty 1905 года, ставшего референсом для «Красной Москвы». Помимо рукотворных парфюмерных композиций на выставке слышны характерные запахи городской среды и повседневности 1920–1930-х — керосина, сирени, хлеба, креозота, махорки, шоколада, мыла, бани и других. Кураторами было собрано и исследовано более 400 свидетельств о разных обонятельных впечатлениях города того времени.

Ключевым ольфакторным опытом на выставке является «Парфюмерный орган» (так на профессиональном жаргоне называют рабочее место парфюмера), при помощи которого можно познакомиться с семью изолированными нотами «Красной Москвы», а также самостоятельно менять тональность композиции, варьируя концентрацию составляющих.

Среди визуального искусства в экспозиции представлены живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, плакаты и фотография. Зрители могут увидеть произведения таких художников, как Юрий ПименовКонстантин ЮонАлександр СамохваловАристарх ЛентуловИгорь Грабарь, а также парфюмерные флаконы и подарочные коробки, пудреницы и другие предметы женского быта, этикетки и афиши из частной коллекции Ирины Воробьевой.

Всего в выставке приняли участие более 25 российских музеев и частных собраний: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный исторический музей, Государственный музей В. В. Маяковского, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева, Музей Москвы, Собрание Романа Бабичева, Архив Александра Родченко и Варвары Степановой, частная коллекция Ирины Воробьевой и другие.

В рамках публичной программы к выставке состоятся два лекционных цикла. Первый из них пройдет под кураторством филолога Людмилы Алябьевой и будет посвящен женскому гардеробу 1920–1930-х, а также модным тенденциям того времени. Среди спикеров — Ольга Вайнштейн, Ксения Гусарова, Мария Терехова, Ася Аладжалова и другие. Второй цикл проведет один из кураторов проекта Дарья Донина. Приглашенные спикеры расскажут о запахах и подходах к изучению ольфакторного наследия в междисциплинарном ключе: от истории повседневности до нейрофизиологии.

Во время проведения выставки посетителей ждет «Лаборатория запахов» — серия семейных мастер-классов, на которых можно будет заняться мыло- и свечеварением, а также попробовать себя в качестве парфюмеров. Погрузиться в атмосферу времени можно будет на уличных уроках по фокстроту и буги-вуги.

Билетов не найдено!

Закрыть