Воскресение в Третьем Риме
О мероприятии
На первый взгляд этот роман, описывающий труды и дни придуманного автором собеседника Распутина и Сталина, религиозного философа Платона Демьяновича Чудотворцева, продолжает традицию великих немецких романов — интеллектуальных биографий, гессевской «Игры в бисер» или манновского «Доктора Фаустуса».
Владимир Микушевич
"Энигма", 2005
v На первый взгляд этот роман, описывающий труды и дни придуманного автором собеседника Распутина и Сталина, религиозного философа Платона Демьяновича Чудотворцева, продолжает традицию великих немецких романов интеллектуальных биографий, гессевской "Игры в бисер" или манновского "Доктора Фаустуса". Последнего особенно, потому что фамилия биографа-рассказчика Фавстов, да и сам немецкий доктор, подписавший некогда договор кровью, неоднократно упоминается в книге.
Однако "сумрачный германский гений", которым Владимир Микушевич долго и чрезвычайно плодотворно занимался как переводчик Новалиса, Гельдерлина, Эшенбаха, довольно причудливо аукнулся в романе. Он носит подзаголовок "роман-предание", но скорее похож на роман-лекцию, местами переходящую в проповедь. Проповедует же Владимир Борисович устами своего героя вещи воистину удивительные. Коротко говоря, несчастья России начались тогда, когда место законных государей-Рюриковичей заняли "подложные" Романовы. Подложные же они потому, что в их жилах не течет "настоящая кровь", Sang Ral, она же San Graal (Святой Грааль, если кто не догадался). Рюриковичи же настоящие,потому что варяга Рюрика на Русь направили не кто иные, как рыцари хранители этого самого Грааля.
Попутно упоминаются коммунисты-альбигойцы, утверждается, что убийство Распутина было символическим оскоплением русской революции (если бы не это, то она стала бы Революцией Любви). А еще книга полна головокружительных религиозно-словесных игр, таких, например: "Питирим говорил, что есть две Троицы, одна святая Троян, другая проклятая Ятрон. Трояна составляют Светбог,Святбог и Сватбог. А к проклятой относятся Бледбог, Блядбог и Блудбог, так что Троян отражается в Ятроне, как в кривом зеркале".
У Микушевича-романиста нет ни шизофренической ярости Проханова, ни всеразъедающей иронии Пелевина, ни склонности к литературным скандалам и мистификациям Владимира Шарова. Он подчеркнуто строг, серьезен, по-хорошему старомоден: книга написана прекрасным, основательным русским языком с уместными вкраплениями французского, немецкого, латыни. Автор считает, что история России XX века может быть объяснена и преодолена только с мистических позиций.Кто рискнет сказать,что этот подход менее обоснован, чем марксистский или либеральный?