Рецензия на фильм Девочка, отзывы критиков о кинофильме Girl, все актеры | Time Out

Девочка

Girl

TimeOut

«Девочка». Трудности перехода

Андрей Писков

15-летняя Лара (Виктор Полстер) переезжает вместе с отцом-одиночкой и младшим братом в новую квартиру и поступает в одну из лучших хореографических академий в стране. Теперь ей предстоит год тяжелейшей работы над собой, чтобы выдержать конкуренцию с более способными от природы девочками. Впрочем, главная мечта Лары – не стать первоклассной балериной, а поскорее завершить трансгендерный переход и избавиться от биологического тела мужчины, в котором она по несчастью родилась.

Пожалуй, ни о каком другом фильме за последние полгода не говорили так много и в столь комплиментарном тоне, как об этой бельгийской драме взросления, получившей целых четыре приза на Каннском кинофестивале (в том числе и за лучший дебют), номинацию на «Золотой глобус» и статуэтку «Открытие года» от Европейской киноакадемии. «Девочка» – действительно один из самых громких дебютов 2018 года. Причем не только для ее двадцативосьмилетнего режиссера Лукаса Донта, но и для сыгравшего главную роль феноменального танцовщика Виктора Полстера, которому на момент съемок не было и 15 лет.

Лара в его исполнении – не просто нерешительная девушка в поисках своей идентичности, но рвущийся на свободу сгусток энергии, и образ трансгендерной балерины потребовал от актера прежде всего неслабой физической трансформации. То, как Полстер (выглядящий тут точь-в-точь молодой копией Дженьюэри Джонс) преодолевает собственную биологию, истязая себя у станка похлеще Натали Портман в «Черном лебеде», совершая безумные растяжки и всячески избегая контакта со своей мужской природой, поражает: подлинность преображения не вызывает сомнений. Равно как и эмоциональная часть образа: мелкие унижения, через которые приходится проходить Ларе от одноклассников, и такие же мелкие семейные радости (от того, например, что назвали сестрой) создают убедительный фон для истории, без натяжки и лишней драмы показывая, каково быть квир-подростком в современной Европе.

Впрочем, сказать, что ленту хвалят исключительно за трансгендерную повестку, было бы не совсем верно. Посыл «Девочки» гораздо шире, а сюжет вполне можно рассматривать и как историю о переходном возрасте в целом. Не зря время действия фильма это первые шесть месяцев гормональной терапии, невыносимо тягучие для Лары, но, очевидно, самые важные в ее жизни –  как и любой период полового созревания, когда так сильно жаждешь изменений, но они совсем не торопятся произойти. Переживания Лары будут понятны любому человеку, кто однажды ненавидел свое тело и прятался от родительской опеки, в полной мере еще не сознавая, что те хотят нам исключительно добра.

К сожалению, имея прекрасные выходные данные, в том числе ритмичный монтажный ряд и мастерскую работу оператора, драматургически «Девочка» все же не дотягивает в полной мере до настоящего откровения – ни как картина о трудностях взросления, ни, что более важно, как полноценный квир-портрет. Ближайший кинематографический аналог, «Стыд» с Майклом Фассбендером, уделяя такое же пристальное внимание физическому состоянию персонажа (страдавшего, напомним, секс-аддикцией), тем не менее давал своему герою шанс на духовное преображение. Переживающая гендерную дисфорию и ненависть к своему физическому облику Лара, увы, к финалу никак не трансформируется внутренне, оставаясь на протяжении картины закрытым в себе комком нервов и боли. За что создателям закономерно прилетело от представителей транс-сообщества, отчего «Девочка» лишилась шанса побороться еще и за «Оскар».

Билетов не найдено!

Закрыть