Золото
О мероприятии
Писатель-режиссер Питер Гринуэй выпустил книгу пронзительных новелл о мерзостях антисемитизма времен Второй мировой войны.
Любитель барочной избыточности, певец разложения и маньяк каталогизации Питер Гринуэй стал известен нашей широкой публике летом 1993 года: Британский Совет тогда устроил беспрецедентную акцию в крупнейших кинотеатрах Москвы бесплатно показывали все его фильмы. С того времени английский эстет прочно занимает место первой любви в умах любителей киноавангарда, чему за все эти годы не смогли помешать ни постоянный поток американских блокбастеров, ни вторжения азиатского арт-хауса.
Последние несколько лет Гринуэй методично испытывает терпение поклонников своим циклопическим проектом "Чемоданы Тульса Лупера". Его номинальный главный герой эдакий британский Штирлиц, похититель секретов атомного оружия, выдуманный Гринуэем супершпион времен Второй мировой войны. Содержимое его чемоданов (количеством 92 по порядковому номеру урана в таблице Менделеева) и является "содержанием" проекта, обнимающего все виды искусства.
Книга "Золото" составная часть этого мегапроизведения. Она тоже посвящена событиям Второй мировой, и в ней мимоходом упоминается Тульс Лупер. Однако основное содержание этого 400-страничного тома подробный рассказ о происхождении 100 (или 92 в разных новеллах, что интересно, числа разнятся) слитков золота. 8 мая 1945 года немецкий лейтенант Густав Харпш выкрал их из баден-баденского депозитария "Дойче банка", чтобы с их помощью найти свою дочь, рожденную от французской крестьянки.
Эти слитки, аккуратно уложенные в два больших черных чемодана на заднем сиденье лейтенантского "Мерседеса", настоящая квинтэссенция человеческого горя. Золото, из которого они состоят, было отобрано у немецких, голландских, польских евреев, выдрано из ртов узников концлагерей и снято с их безымянных пальцев. Гринуэй подробно и методично описывает, как все эти монеты, брошки, коронки и обручальные кольца, бывшие частью чьей-то персональной истории, превращаются в обезличенный желтый металл, а также прослеживает судьбы людей, с этим золотом соприкоснувшихся. При этом автор не гнушается душераздирающих физиологических подробностей (что не является новостью для тех, кто знает его фильмы). Но книга Гринуэя это не просто очередное обличение национал-социализма и мерзостей антисемитизма.
Писатель-режиссер больше озабочен идеей повторяемости и связанности всего со всем. Его сто одна история про золото это настоящий гипертекст, только без подчеркнутых, как на веб-странице, ссылок. Одни и те же имена, географические названия, сюжетные положения в разных новеллах повторяются и варьируются на разные лады. Читателю все время приходится быть настороже кажется, вот сейчас разрозненная груда мелких фактов соберется в единый пазл, как в хорошем детективном романе, когда на последней странице каждая случайная подробность встает на свое место в картине преступления. И лишь дочитав книгу до конца, понимаешь, что зря ожидал однозначной развязки. Гринуэй не Агата Кристи и не Акунин; его интересуют не заурядная логика и видимая стройность сюжета, а жизнь в ее непостигаемом объеме и хаотическом многообразии.