Реквием. К 65-летию окончания Второй мировой войны | Театр | Time Out

Реквием. К 65-летию окончания Второй мировой войны

Реквием. К 65-летию окончания Второй мировой войны

О спектакле

В канун Дня Победы Кирилл Серебренников и Алексей Сюмак выпускают грандиозную заупокойную мессу.

Рассказывают, что в первые послевоенные годы никакого 9 Мая не было.

Страна была настолько опустошена войной, что ни у кого не было ни сил, ни желания что-либо праздновать — города лежали в руинах, по улицам ходили калеки, в каждой семье смерть выкосила в лучшем случае одного-двух человек. Идея праздника — шумного, неуемного, с речами и воздеваниями рук — появилась позже и потихоньку подменила собой саму суть знаменательной даты, которая, положа руку на сердце, должна носить прежде всего траурный характер — что логично для страны, которая потеряла как минимум втрое больше своих граждан, чем любая из стран-участниц Второй мировой (в том числе и та, которая эту войну развязала).

В этом контексте появление проекта «Реквием», в котором воздается дань жертвам не только этой, но и всех других больших войн, символично. Хотя пафоса и амбициозности в Реквиеме будет
не меньше, чем в обязательном военном параде на Красной площади. Авторов у Реквиема много —
практически все они связаны с фестивалем «Территория», а посему проходят по категории актуального искусства: это режиссер Кирилл
Серебренников, дирижер Теодор Курентзис, поэт Дмитрий Яламас, писатель Захар Прилепин. Относительно новое лицо — композитор Алексей Сюмак, которому выпала непростая задача — объединить все и всех в одно музыкальное
произведение, написанное в жанре католической заупокойной мессы.

Собственно, подобный оммаж — обращение к каноническому латинскому тексту — не новость:
в 1965 году Бенджамин Бриттен сочинил величественный «Военный Реквием», но «прослоил» латынь стихами Уистена Хью Одена, посвященными войне. У Сюмака была более глобальная задача —
в его Реквием, как в слоеный пирог, попадают самые разные тексты, свидетельствующие о войне: фрагменты из исторических хроник, фронтовые письма, тексты «похоронок». Их будут зачитывать
на разных языках люди с мировой известностью, чьи имена в особом представлении не нуждаются: Ханна Шигулла, Даниэль Ольбрыхский, Олег Табаков, Мин Танака, Джереми Айронс, Алла Демидова и Владимир Епифанцев. Такое количество имен несколько пугает: антивоенный манифест самых прогрессивных представителей нового искусства может легко
трансформироваться в модное событие с участием медийных лиц. Впрочем, Кириллу Серебренникову не впервой находить тонкую грань между разными
жанрами — можно надеяться, что и в этот раз ему удастся повенчать музыкально-театральное событие с протокольным поводом, а общественно-политическую акцию — со светским раутом. Так
или иначе, публика будет воспринимать происходящее на сцене МХТ, как и полагается в преддверии 9 Мая, — со слезами на глазах.

Билетов не найдено!

Закрыть