Рецензия на фильм Зал самоубийц. Хейтер, отзывы критиков о кинофильме Sala samobójców. Hejter, все актеры | Time Out
3.0/5

Зал самоубийц. Хейтер (2020 год)

Sala samobójców. Hejter

Страна
Польша
Режиссер/Постановщик
Ян Комаса
Длительность
135 мин.

О фильме

Интернет полон ненависти, насилия и лжи. Чтобы исправить такое положение дел, молодой студент юридического факультета вступает на темную сторону виртуального мира. Парень использует грязные трюки и успешно манипулирует людьми, но вскоре его месть принесет жестокие последствия в реальной жизни.

Актеры

Рецензия на фильм

«Зал самоубийц. Хейтер»: Цифровая месть


Томаша Гимзу (Мацей Масяловский) с позором выгоняют за плагиат с юридического факультета Варшавского университета. Его мать живет в провинции, об отце ничего не известно. В столице у него нет никого ближе семейства Красуцких: Роберта (Яцек Коман), его жены Зофьи (Данута Стенка) и их дочери Габи (Ванесса Александер). Когда-то они приезжали на лето в родные края главного героя, а сейчас финансово помогают Томашу. Вечером молодой человек приходит на ужин к своим благодетелям. Об отчислении он умалчивает, зато как бы случайно забывает на столе мобильник, с помощью которого подслушивает их разговор. Теперь уже бывшему студенту крайне важно мнение окружающих, тем более людей богатых и со связями в Варшаве. А за спиной о нем говорят малоприятные вещи.

Главный герой прекрасно разбирается в информационных технологиях и соцсетях, но использовать свои знания во благо человечества он почему-то не собирается. Вместо этого он устраивается на работу в PR-компанию, которая занимается созданием фейковых новостей и гнусных мемов, а также распространяет лживые данные о неугодных им людях и провоцирует народную ненависть. Томаш быстро продвигается по карьерной лестнице, завоевывая доверие своей начальницы Беаты Санторской (Агата Кулеша). Рабочая задача у нового сотрудника серьезная: не дать кандидату в мэры Павлу Рудницкому (Мацей Штур) победить на выборах. Выясняется, что либерального политика поддерживают Красуцкие — так рабочие и личные дела юноши закручиваются в тугой узел.

В феврале этого года предыдущая работа поляка Яна Комасы — «Тело Христово» — вошла в шорт-лист премии «Оскар» в категории «Лучший международный фильм». Тогда победили «Паразиты», но Комаса смог очень громко заявить о себе. Неудивительно, что международные права на его следующий фильм купила стриминговая платформа Netflix.

В 2011 году польский постановщик снял фильм со схожим названием — «Зал самоубийц». Однако с новой картиной его объединяют лишь тематика и персонаж Агаты Кулеши. Она становится связующим звеном между двумя лентами. За 9 лет на авансцену вышли новые герои, и один из них — Томаш Гимза, вынесенный в заглавие хейтер.

Ян Комаса ярко и жестко критикует современное общество, проводящее все свое время в компьютерах и смартфонах и глубоко погруженное в актуальную информационную повестку. На такой благодатной почве прекрасно произрастают побеги ненависти и злобы. В огромном потоке новостей и мнений простому человеку очень трудно разобраться, что правда, а что ложь. Сильные мира сего откровенно водят его за нос и пытаются склонить на свою сторону самыми мерзкими методами. Беата Санторская и ее подчиненные знают, что сеют далеко не доброе и вечное, но находят личные оправдания своей работе и преуспевают в заглушении голоса совести. Ссылаются, к примеру, на книгу Лао Цзы «Искусство войны». Беата, женщина средних лет, искренне удивляется, почему к ней пришел работать столь молодой человек. Он ведь еще не должен был очерстветь сердцем и стать отчаянным циником.

В характере хейтера нет ничего принципиально нового: он прячется за разными масками, целеустремлен и амбициозен, по-своему умен, хитер и совершенно не склонен к эмпатии. А вот его методы ведения боя — продукт нашего времени. Он пользуется темной стороной прогресса: за каждым человеком остается информационный след в сети. Юноша знает, что он есть — достаточно просто найти его в правильном месте и использовать в своих целях. Этика его не интересует, он действует без сомнений.

Приехавший учиться в столицу провинциал — чужак. У него нет близких людей, нет друзей и нет образа своего будущего, зато есть обида. Он привык к роли аутсайдера, не входящего в число сильных мира сего. У него никогда не будет такой девушки, как Габи, и он никогда не сможет жить в таком роскошном доме, как Красуцкие. Вместо пути настойчивости и работы над собой Томаш выбирает более простую дорогу. Им движет ненависть: он выбирает испортить жизнь другим, а не наладить свою.

«Зал самоубийц. Хейтер» — кино, актуальное не только для Польши, но и для всей Восточной Европы. Как часто мы в России слышим про фейковые новости, «фабрики троллей» и заказные статьи? Страны, не так давно жившие при коммунизме, никак не могут оправиться от многолетней травмы, находясь в поисках устойчивых моральных ориентиров.

Да, нам показали быт и внутренний мир бойца невидимого фронта, сеющего хаос и ненависть через интернет. Но что дальше? Как с этим бороться? Ответов у поляка нет. Он останавливается на вопросе, не стремясь приблизиться к решению. Финал триллера угадать несложно, и это не идет фильму на пользу.

Грань между виртуальным миром и реальной жизнью слишком тонка. Пан Гимза не чувствует, что ступает на очень тонкий лед. «Зал самоубийц. Хейтер» старается шокировать сценами насилия — как на экране компьютера, так и в мире героев фильма. Однако пробить стену безразличия не так-то просто: слишком много всякого мы уже успели повидать.

Открыть рецензию

Кадры из фильмa