Спокойствие, только спокойствие. Как работает сервис психологической помощи | Город | Time Out

Спокойствие, только спокойствие. Как работает сервис психологической помощи

Анна Муравьева   2 июня 2021
5 мин
Спокойствие, только спокойствие. Как работает сервис психологической помощи
Фото: Depositphotos
Выбор психолога — трудная задача, которая останавливает многих при первых мыслях о терапии. В России до сих пор нет специальной лицензии на практику, которая бы регулировалась государством, из-за чего на рынке нередко встречаются псевдоспециалисты. В связи с этим начали появляться сервисы психологической помощи. Time Out узнал, как они работают и для чего нужны, у основателей платформы «Спокойно» Анны Старовойтовой и Евгении Торбичевой.

Евгения Торбичева

Анна Старовойтова


Что подтолкнуло вас к созданию сервиса психологической помощи?

Анна Старовойтова: Мы сами прошли через психологические кризисы и депрессии. Я искала себе психотерапевта, и это было похоже на квест. Советы друзей и знакомых не помогали. Я начала читать книги, изучать человеческую психику, поняла, что вокруг очень много людей, у которых схожие с моими проблемы.

Кроме того, людей с психологическими проблемами с каждым годом становится все больше — об этом говорят, например, исследования ВОЗ. И всем им требуется квалифицированная помощь.

Евгения Торбичева: Сначала мы создали канал на YouTube, где выпустили целую серию интервью со специалистами. Этого формата нам показалось мало — мы начали снимать документальные фильмы-истории и в очередной раз убедились, как много людей страдают психологическими заболеваниями и различными расстройствами. В 2019 году мы создали сервис психологической помощи «Спокойно» и Telegram-канал, в котором можно задать вопрос, получить подробный ответ и найти нужного специалиста.

Работа сервиса психологической помощи строится онлайн. Не сложно ли было затевать такой бизнес?

Анна Старовойтова: Механика проекта для нас была не нова: до этого вместе с Евгенией мы уже создали сервис по краткосрочной аренде загородной недвижимости «Фазенда». Как и в первом случае, нам было понятно, что ставку нужно делать на удобство и эффективность.

Евгения Торбичева: У нас не было задачи, чтобы клиенты работали с нашими психологами годами. Наша платформа позволяет выявить основные проблемы с помощью результатов диагностики, мнения психотерапевта, дополнительной обратной связи от пациента и затем расставить приоритеты. На второй и третьей встрече уже идет активная отработка самой актуальной проблемы, и клиенту становится ясно, как действовать дальше.

Каким образом вы отбираете специалистов, которые работают на платформе?

Анна Старовойтова: Как уже говорила Евгения, мы сотрудничаем со специалистами, которые оказывают поддержку пациентам за короткий промежуток времени, не стремясь растянуть терапию на годы. Сервисы психологической помощи всегда проверяют квалификацию и уровень специалистов, отсеивая до 90% психологов, которые хотят с ними сотрудничать. Вот почему мы предлагаем некий экспертный срез в своей области.

Евгения Торбичева: За несколько лет погружения в эту непростую сферу нам удалось подобрать команду действительно высококлассных специалистов, которые не экономят на супервизии — это практика, когда психолог обращается к более опытным коллегам для проработки своих состояний после общения с пациентами, обсуждения практики и исправления недочетов в текущей работе. Российские специалисты, в отличие от западных, зачастую пренебрегают супервизией.

Почему нельзя прислушиваться к советам знакомых, когда выбираешь психолога?

Анна Старовойтова: Во-первых, психолог не может одновременно работать с близкими людьми. И если ваш знакомый продолжает терапию, его специалист взять вас не сможет. Во-вторых, что подходит одному человеку — методы и приемы психолога, может категорически не подойти другому.

И, в-третьих, у вашего знакомого, скорее всего, нет квалификации и образования, чтобы оценивать работу специалиста. Возможно, ему стало лучше не только из-за терапии, но и на фоне сложившихся внешних обстоятельств.

Евгения Торбичева: Нужно понимать, что сервисы психологической помощи работают не в абстрактном поле, а с конкретными запросом и проблемой каждого обратившегося клиента. Если вы переживаете депрессию, то вам будет подобран специалист, который решает именно этот вопрос. Кроме того, у психолога с пациентом должны совпадать жизненные ценности.

На что еще стоит обратить внимание при выборе психолога?

Анна Старовойтова: В первую очередь, нужно искать человека, к которому будет доверие, который реально хочет помочь. Поэтому эмпатия и искренность — первое, на что нужно обратить внимание. Ваш ли это специалист, можно понять уже на первой встрече. Необходимо, чтобы общение строилось «на равных»: грамотный психолог никогда не будет навязывать свое мнение, он не дает советов, если вы их не просите, не критикует и не обесценивает.

Вы сможете увидеть все варианты решения проблемы, но ждать волшебной таблетки на первом же сеансе, конечно, не стоит.

Евгения Торбичева: Первое время терапия может приносить дискомфорт, особенно когда прорабатываются глубинные проблемы. Стадия принятия наступает не сразу, и только через некоторое время, очень индивидуальное по срокам, у пациента начинают происходить инсайты. Не стоит бояться поменять психолога, если вы чувствуете какие-то неудобства от его работы. Однако при этом стоит отличать эти ощущения от дискомфорта при проработке, о чем я уже говорила раньше.

Как много людей пользуются сервисами психологической помощи? Насколько это популярная услуга?

Анна Старовойтова: За время работы сервиса «Спокойно» нам удалось провести более 2000 сессий для пациентов из 14 стран. И в России, как это ни печально, обращение к психологу — не самая популярная услуга. Часто клиент приходит в уже запущенном состоянии, когда становится тяжело жить. В нашем обществе до сих пор существует стигматизация профессии психолога — люди боятся идти к специалисту, надеются, что справятся сами, а зачастую даже не хотят признавать проблему.

Евгения Торбичева: Сейчас мы активно выходим на B2B-рынок и начинаем работу с компаниями, которые заботятся о ментальном здоровье своих сотрудников.

Анна Старовойтова: Проблема в том, что один психолог, работающий в организации, чисто физически не может охватить всех сотрудников, особенно если это крупная фирма. Задачи, которые могут стоять перед сервисом психологической помощи в компании — предотвращение и профилактика выгорания, выявление депрессий у сотрудников. Не будем забывать, что токсичную среду в коллективе тоже можно заблаговременно определить, если вовремя распознать работников, которые врут и настраивают коллег друг против друга.

Евгения Торбичева: Плюсы работы компаний с сервисами психологической помощи заключаются и в прозрачности работы. Сотрудники могут подключиться к ресурсу с помощью специальных промокодов и выбирать направления работы терапевтов. Все мы устроены очень по-разному, поэтому всегда должен быть выбор. Главное, чтобы работа специалиста была квалифицированной.

Психолог онлайн поможет вам пережить кризис

Сайт сервиса «Спокойно»


В оформлении статьи были использованы фотографии с сайта Depositphotos.